Авеста и ранний зороастризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Основным источником для изучения иранской древности, социального строя и культуры древнеиранских племен является Авеста, свод священных книг зороастрийской религии, распространенной до раннего средневековья в Иране, Афганистане, Средней Азии, а также в некоторых областях Закавказья и Передней Азии. В ближайшие столетия после падения (в VII в. х.э.) державы Сасанидов, государственной религией которой был зороастризм, и распространения в Иране и соседних странах ислама группы зороастрийцев переселялись в Индию, где стали называться парсами. В настоящее время члены их религиозно-этнической общины, насчитывающей около 130 000 человек, живут главным образом в Индии (с основными центрами в Гуджарате и Бомбее) и незначительными группами в ряде других стран мира; в самом Иране зороастрийцы в течение многих веков подвергались гонениям и удерживались в небольшом числе преимущественно лишь на юго-востоке страны, в районах Йезда и Кермана.

Файлы: 1 файл

Авесто.docx

— 34.65 Кб (Скачать)

На протяжении своей долгой истории зороастризм претерпел  значительные   изменения. Видимо, уже вскоре после Заратуштры его последователи   вместе с сохранением и развитием ряда основных догматических и   этических положений пророка приняли многие старые верования и обряды,   не признававшиеся Заратуштрой. Уже "Ясна семи глав", близкая по   диалекту и, вероятно, по времени к Гатам, содержит многие уступки   древнеиранским "дозаратуштровским" верованиям. Позднее вновь стали   широко почитаться многие древние божества, вовсе не упоминаемые в   Гатах (хотя, возможно, и не отвергавшиеся прямо пророком), - Митра,   Анахита и др. Абстрактные "сущности" Ахурамазды, Амарта Спанты, со   временем персонифицировались, и в Авесте появились и составленные в их   честь гимны. Так образовался в сущности новый пантеон во главе с   Ахура-Маздой, а древний политеизм и старая обрядность частично   восстановили свои позиции. Гимны дозороастрийским божествам и   изложение или отрывки древних мифов и сказаний о героях вошли в Авесту   отредактированными в зороастрийском духе или лишь снабженными   фиктивными ссылками на авторитет пророка. Часть таких отрывков в   Видевдате, Ясне и особенно в Яштах по содержанию, а иноща и   текстуально древнее Гат. 

На одном из этапов этого  развитие зороастризм был воспринят  в Западном   Иране, где уже ранее бытовали сходные верования, почитание тех же   богов (Митры и др.), дуализм, культ огня и т.п. Часто считают, что   зороастризм был введен на западе кем-то из первых царей Ахеменидской   державы (между серединой VI - первой половиной V в., по различным   мнениям). Но иногда полагают, что он еще до середины VI в. стал   известен в Рагах на востоке Мидии или уже и в ее центрах, а затем от   мидян был заимствован Ахеменидами. Эти теории основаны прежде всего на   предположении, что сходные черты религии первых Ахеменидов, по данным   их надписей, и зороастризма являются результатом его влияния в   Западном Иране. Но такие сходства, включая культ Ахура-Мазды,   дуалистические представления и проч., вполне могли определяться общим   наследием от более ранних форм маздеизма, который существовал уже до   Заратуштры, а в Западном Иране засвидетельствован ономастическими   данными ассирийских текстов уже в до мидийскую эпоху, в VIII в. до   х.э. (когда ни мидяне, ни персы, очевидно, еще не могли быть  зороастрийцами). 

Вместе с тем между  религией мидийских и персидских жрецов - магов и   персов при первых Ахеменидах, как она известна по надписям того   времени, а также по сообщениям античных авторов, с одной стороны, и   положениями Авесты (как Гат, так и более поздних разделов) - с другой,   существуют многие принципиальные различия. На этом основано мнение,   что религия первых Ахеменидов и верования западных иранцев в   предшествующие эпохи независимы от зороастризма. Этому выводу   соответствует и то обстоятельство, что греческие авторы V - начала IV   в. при описании религиозных верований и обычаев царей - Ахеменидов,   персов, мидийцев и магов не упоминают Зороастра. Зато позже, в IV в.,   он у греков уже часто считался основателем учения магов. 

К первым десятилетиям IV в. учение Заратуштры уже в сильно   реформированном младоавестийском виде широко распространилось в   Западном Иране (сначала, возможно, среди части магов) и получило там   официальное признание (быть может, в рамках религиозных реформ   Артаксеркса II или после них). Это должно было иметь свои причины,   связанные с более законченным характером религиозно-философского и   морально-этического учения Заратуштры. К его отличиям от иных течений   маздеизма можно отнести своеобразные формы культа Ахура-Мазды с его   "сущностями" Амарта Спантами (видимо, неизвестными ранее в Западном   Иране), последовательное проведение дуалистических представлений о   борьбе добра и зла, тесно увязанных с концепцией мирового процесса и   роли человека в его развитии, идею свободного выбора - возможности   каждого встать на любую сторону в этой борьбе, что делало человека   хозяином своей судьбы и арбитром в извечном конфликте добра и зла. 

Вместе с зороастрийским учением на западе были восприняты излагавшие   его авестийские "тексты" (очевидно, все еще в устной форме), которые   после этого продолжали редактироваться либо частично дополнялись на   ставшем священным авестийском языке. В нем, однако, появились или   усилились западноиранские диалектные черты, что касается именно языка   Младшей Авесты. Возможно также, что некоторые гимны главным божествам   дополнены или оформлены уже в позднеахеменидское время. Так, в Яште,   посвященном богине Анахите, несколько строф, как полагают, отражают   существование статуй этой богини. В ахеменидских надписях имя Авахиты   появляется (как и имя Митры) при Артаксерксе II (404-358), и к его же   правлению источники относят начало почитания антропоморфных   изображений иранских божеств, а именно установление статуй Анахиты в   драмах больших городов (в том числе на Востоке, в Бактрии). 

Таким образом, Авеста стала  священным сводом персидско-мидийских затем   парфянских жрецов, сохранялась ими, редактировалась и   коди-фицировалась в последующие столетия (когда могли быть составлены   и некоторые наиболее поздние разделы Авесты). Этот процесс продолжался   до сасанидской эпохи, когда, как говорилось, она была записана   "современным" авестийским алфавитом. 

К тому времени официальный  зороастризм во многом превратился  в   догматическую религию, являвшуюся оплотом консервативных сил общества.   Ранний маздеизм развивался в эпоху сложения первых государственных  образований и противостоял культу дайвов, обычно тесно связанному со   старым жречеством и местной родовой знатью. В Гатах содержится призыв   к мирной жизни и процветанию под властью сильного "благого" правителя,   к борьбе с усобицами и набегами, разоряющими праведные селения и   несущими гибель скоту, против жертвоприношений скота, совершавших их   жрецов и враждебных царьков, последователей "Лжи". Также в Западном   Иране верования с развитыми дуалистическими представлениями явились   идеологией, способствовавшей становлению государства и затем упрочению   государственной и царской власти в выросших иранских державах; при   этом царь и его централизаторская деятельность отождествлялись с   "Правдой" - Артой, а его противники и мятежники - с "Ложью",   рассматривавшейся в древнеиранском дуализме как воплощение   несправедливости, противодействия космическому правопорядку, а также   всего дурного, морально нечистого, .противоречащего истинной вере.


Информация о работе Авеста и ранний зороастризм