Авеста и ранний зороастризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Основным источником для изучения иранской древности, социального строя и культуры древнеиранских племен является Авеста, свод священных книг зороастрийской религии, распространенной до раннего средневековья в Иране, Афганистане, Средней Азии, а также в некоторых областях Закавказья и Передней Азии. В ближайшие столетия после падения (в VII в. х.э.) державы Сасанидов, государственной религией которой был зороастризм, и распространения в Иране и соседних странах ислама группы зороастрийцев переселялись в Индию, где стали называться парсами. В настоящее время члены их религиозно-этнической общины, насчитывающей около 130 000 человек, живут главным образом в Индии (с основными центрами в Гуджарате и Бомбее) и незначительными группами в ряде других стран мира; в самом Иране зороастрийцы в течение многих веков подвергались гонениям и удерживались в небольшом числе преимущественно лишь на юго-востоке страны, в районах Йезда и Кермана.

Файлы: 1 файл

Авесто.docx

— 34.65 Кб (Скачать)

АВЕСТА И РАННИЙ ЗОРОАСТРИЗМ 

Основным источником для  изучения иранской древности, социального  строя   и культуры древнеиранских племен является Авеста, свод священных книг   зороастрийской религии, распространенной до раннего средневековья в  Иране, Афганистане, Средней Азии, а также в некоторых областях   Закавказья и Передней Азии. В ближайшие столетия после падения (в VII   в. х.э.) державы Сасанидов, государственной религией которой был   зороастризм, и распространения в Иране и соседних странах ислама   группы зороастрийцев переселялись в Индию, где стали называться   парсами. В настоящее время члены их религиозно-этнической общины,   насчитывающей около 130 000 человек, живут главным образом в Индии (с   основными центрами в Гуджарате и Бомбее) и незначительными группами в   ряде других стран мира; в самом Иране зороастрийцы в течение многих   веков подвергались гонениям и удерживались в небольшом числе   преимущественно лишь на юго-востоке страны, в районах Йезда и Кермана. 

Именно парсами Индии  в основном и сохранена уцелевшая  часть Авесты, а   также остатки некогда обширной зороастрийской литературы на   среднеперсидском языке, включая переводы Авесты и комментарий к ней   (зонд, или зенд, откуда долго употреблявшееся в Европе неточное   название "Зенд-Авеста" для самой Авесты; имя же ее происходит от   среднеперсидского (мастак, позже абаста{г}),-"основа" или   "установление", "предписание" и т.п.). 

Дошедшая Авеста включает разные по значению и размерам разделы.   Основные из них - книги: Ясна ("Жертвоприношение", "Молитва"), Яшты   ("Почитания" - гимны божествам), Видевдат ("Закон против дэвов"). Эти   книги содержат многие важные, особо почитаемые зороастрийцами древние   разделы, в том числе входящие в Ясну 17 Гат ("Песен") пророка   Заратуштры (Зороастра). Но в целом сохранившаяся Авеста в 3-4 раза   меньше той, которая еще существовала после ее последней кодификации   при Сасанидах (резюме этого свода из 21 книги - одной из которых   соответствует Видевдат - дошло в среднеперсидском сочинении Денкарт).   Тогда же, очевидно в VI в. х.э., Авеста была записана специально   созданным для нее алфавитом из 49 букв (включая 14 для гласных).   Возможно, что уже в парфянское время существовали записи частей Авесты   арамейским шрифтом (не отражающим многих особенностей иранской   фонетики), но основное значение сохраняла устная традиция. Так с   древнейших времен с большой точностью передавались и другие обширные   памятники индийской и иранской словесности. Дошедшая до нас запись   Авесты тоже была сделана по устной передаче, но весьма точно   воспроизводит особенности вышедшего из обыденного употребления за   много веков до VI в. языка и его еще более древнего диалекта, на   котором пророчествовал Заратуштра. Помимо его Гат и примыкающей к ним   по времени и языку "Ясны семи глав", остальную часть свода (включая   большую часть Ясны) в науке называют "Младшей Авестой". Ее язык близок   к западноиранским, но имеет и восточноиранские особенности, больше   выраженные в Гатах.  

Из упомянутых в Авесте географических названий некоторые  в более   поздней традиции локализовались в Западном Иране и соседних областях,   в том числе в Азербайджане. Но надежно идентифицируемые относятся к  восточным частям Иранского плато и к Средней Азии. Помимо областей с   земледельческо-скотоводческим населением в Авесте упоминаются и районы   с кочевыми или вообще "степными" племенами. Отдельные названия   связаны, очевидно, с древней историко-мифологической традицией. Так,   по сообщению о стране Арйанам вайджа ("Арийский простор"), зима там   длится 10 месяцев, а лето - лишь два, что, видимо, отражает   воспоминание об областях далеко к северу от Ирана и Средней Азии;   суровая зима приписывается и местностям на р. Раха, шкида   отождествляемой с Сыр-дарьей (Яксарт античных авторов, иран. Ахшарта),   но, по более вероятному истолкованию, это Волга, носившая некогда то   же имя: Ра(х) у Птолемея. 

Из основных известных  в историческую эпоху областей в  Авесте   упоминаются: Хваризам (Хорезм, Хорасмия античных авторов) в южном   Приаралье; Суща (Согдиана) в среднеазиатском междуречье, с центрами в   долине Зеравшана; Маргу (Маргиана) - по Мургабу, область Мерва;   Харайва (Арейа) -по Герируду, в основном в современном Афганистане,   область Герата (имя которого восходит к приведенной древнеиранской   форме); Бахтри (Бактрия, в Авесте Бахди) - с главными центрами   (включая район Балха, ранее Бахл - от того же имени страны) между   Гиндукушем и Амударьей, а частично и к северу от нее; Хайтумант   (страна и река - совр. Гильменд) примерно соответствует Дрангиане   античных авторов и современному Систану (от "Сакастан" - по имени   проникших туда в конце I тысячелетия до х.э. ираноязычных кочевников -   саков) на юго-западе Афганистана и в примыкающих местностях Ирана;  Харахвати (Арахосия) - на юго-востоке Афганистана, включая районы   Кандагара и Газни; некоторые другие области в Афганистане и соседних   районах Индостана; отдельные упоминаемые в Авесте местности   находились, видимо, на территории Парфии, хотя само ее имя   (древненран. Партава) по Авесте неизвестно, зато называется лежавшая   западнее, в Юго-Восточном Прикаспии, Вркана (Гиркания, совр. Горган);   РагаАвесты, видимо, соответствует одноименной местности   западноиранских и античных текстов (Рага, Раги, позднее Рей близ совр.   Тегерана) - на северо-востоке исторической Мидии. 

Согласно Гатам, Заратуштра, выступив со своим учением, не нашел   признания на родине и бежал в страну правителя Виштаспы, принявшего   его веру. Названия обеих стран в Гатах не упомянуты: их не было   необходимости называть ни Заратуштре, ни тем, к кому обращались его   проповеди. По поздней иранской традиции, пророк происходил из Par   (Рея) или Атурпаткана (Азербайджана). Но судя по географическому   горизонту Младшей Авесты и характеру авестийских диалектов, родину   зороастризма надо искать на северо-востоке Ирана, в соседних областях   Афганистана и Средней Азии. Различные исследователи помещали ее в   Систане, Маргиане или Арейе, Парфии-Хорасане, Хорезме, районах у   низовьев Сырдарьи или даже севернее - в степях к востоку от Волги, в   Бактрии. Последнее мнение опирается на позднюю неавестийскую традицию,   связывающую Заратуштру с Балхом. Но и она не является, очевидно,   исторической, как и иные предания, относящие деятельность пророка к   Западному Ирану, Иранскому Хорасану и т.п. 

В настоящее время известны памятники бактрийского, парфянского,   хорезмийского, согдийского языков. Они явно не могут быть   непосредственно сопоставлены с авестийским (в частности, по той же   причине нельзя помещать родину зороастризма и в ряде областей   распространения скифско-сакских племен). Более вероятны или по крайней   мере не встречают прямых возражений мнения о возникновении   зороастризма в таких областях, как Арейа, Маргиана, Дрангиана. Данных   для определения принадлежности ранних иранских языков этих областей   пока нет (а уже с сасанидской эпохи там широко распространился   персидский), но они находились между зонами распространения восточно-   и западноиранских языков, что может соответствовать диалектной   "позиции" авестийского.  

Судя по некоторым отрывкам из Яштов, страна Виштаспы лежала у р.   Хайтумант и оз. Кансуйа (соответствует оз. Хамун), т.е. на территории   Дрангианы-Систана. Часть ученых, правда, полагает, что и это уже   вторичная локализация, но и тогда Систан должен быть областью если не   первоначального, то весьма раннего распространения зороастризма и   местом, где составлялась часть текстов Младшей Авесты. 

По существовавшей уже  при Сасанидах традиции, Заратуштра жил "за 258   лет до Александра [Македонского]", что указывало бы на конец VII -   первую половину VI в. Но эта дата, очевидно, связана с неисторической   традицией иранского эпоса, создатели которой не знали, в частности, о   первых царях Ахеменидской династии, а саму ее отождествляли с   полулегендарными Кеянидами Восточного Ирана, к которым относили и   Виштаспу, покровителя пророка.  

Вместе с тем уже  для позднеахеменидского времени античными источниками   засвидетельствована версия, относившая Зороастра к гораздо более седой   древности. Из сопоставления же материалов самой Авесты и иных  исторических данных следует, что Заратуштра и Виштаспа жили задолго до   ахеменидской эпохи. Ученые, не придающие значения "традиционной" дате,   полагают, что можно говорить о времени между Х/IХ - началом VI в. (а   иногда время жизни пророка уводят даже во II тысячелетие до х.э.). 

Заратуштра проповедовал учение, возвещенное ему, по его словам,   Ахура-Маздой. Иранские религии с высшим божеством этого имени называют   маздеизмом. Этим верованиям свойствен также дуализм, состоящий в  противопоставлении двух исконных антагонистических начал - добра и   зла, которые проявляются как в духовной сфере, так и в материальных   вещах и явлениях этого мира, относимых к тому или иному началу. В   лагерь зла при этом попали и дайвы (позже дэвы, дивы - демоны) -   древние натуралистические божества ариев, оставшиеся богами в Индии   (дэва) и у части иранских племен. Другая группа арийских богов с   особой властью, в частности морального порядка, называлась "владыками"   - асуpa (что в Индии сначала тоже обозначало класс добрых божеств, но   затем чаще выступало как обозначение демонов), в иранском: ахура.   Высший Ахура, всезнающий бог небесного свода, получил прозвище Мазда,   откуда Ахура-Мазда - "Владыка Мудрость", "Мудрый Господь". 

Дуалистические представления  и культ Мазды существовали и развивались   у части иранских племен, очевидно, задолго до Заратуштры. Но на их   основе им была создана религиозная система, важное место в развитии   мирового процесса отведено человеку, и вместе с социально-этическими   положениями большую роль играли абстрактные понятия и образы. 

В Гатах Ахура-Мазда - практически единый бог, которому принадлежат   функции ряда арийских божеств, превратившиеся в абстрактные выражения   его сущности. Они обычно называются Амарта Спанта (в традиционном  авестийском произношении Амеша Спента) - "Бессмертными Святыми". Их   шесть: Ваху Манах - "Благая Мысль" (по функциям близко соответствует   индоиранскому богу Митре); Арта Вахишта - "Лучшая Арта" (Арта "Правда"   - одно из основных арийских религиозных понятий, олицетворение высшей   справедливости, космического и земного правопорядка); Хшатра Варйа -   "Избранная Власть" (функция божества, у индоариев представленного   Индрой) и др. 

Силы добра возглавляют  Ахура-Мазда (позже Охрмазд, Ормузд и проч.) и   "святой дух": Спанта-Манйу; силы зла - враждебный дух: Ахра-Манйу   (Ахриман, Ариман). Позже он как злой бог прямо противопоставлялся   Ахура-Мазде. Это было следствием дальнейшего развития дуализма,   рассматривавшего мировой процесс как борьбу извечных добра и зла, или   Правды (Арты) и ее антипода - Лжи (Драуга, Друдж). В Гатах Ахура-Мазда   хотя и ассоциируется с Артой, стоит, по сути, выше борьбы сил добра и   зла, возглавляемых его порождениями, духами-близнецами Спанта-Манйу и   Ахра-Манйу. В Младшей Авесте Спанта-Манйу абсорбируется Ахура-Маздой,   но при противопоставлениях с Ахра-Манйу упоминается лишь Спанта-Манйу.   Обычная позже для зороастризма формула "Ахура-Мазда против Ахра-Манйу"   известна и по сочинениям греческих авторов с начала IV в. до х.э.; она   прослеживается также и в самых поздних отрывках Младшей Авесты (что   дает и некоторую хронологическую опору: Младшая Авеста в основном   старше IV в. до х.э.). 

Земной мир в своей  благой части был сотворен добрым началом; на это   злой дух ответил контртворением, создав смерть, зиму, зной, вредных   животных и т.п.; постоянная борьба двух начал определяет и все   существование мира. Но еще до его творения два духа-близнеца совершили   выбор между добром и злом (что и обусловило их бытие одного как   святого, другого как враждебного духа). Затем подобный выбор был   сделан Амарта Спантами, вставшими на сторону добра, и избравшими зло   дайвами, скотом ("Душой быка"), выбравшим добро, и т.д. Такой же выбор   предоставлен и человеку. Эта концепция свободного выбора (вар),   выраженная уже в Гатах, возвышает роль человека в судьбе мира и   решительно отличает зороастризм от религиозно-философских учений,   развивавших фаталистические тенденции. 

Хотя человек свободен встать в борьбе добра и зла на любую сторону,   после возвещения Заратуштрой праведной веры действия ее сторонников   будут способствовать победе доброго начала, что и является целью   самого мирового процесса. Заратуштра предвещал приход нового мира,   знаменовавшего собой триумф сил добра над силами зла. После дня   страшного суда и испытания огнем те, кто избрал добро, окажутся в   царстве справедливости, созданном Ахура-Маздой. Окончательная победа   добра ожидалась в недалеком будущем. Но, как и в истории ряда других   религий, обещанное сначала скорое наступление царства добра постепенно   отодвигалось в более отдаленное будущее (учение о ходе мирового   процесса и эсхатология претерпели в позднейшем зороастризме большие   изменения).  

Основными орудиями человека в борьбе со злом в зороастризме уже со   времени Гат считались "добрая мысль" (манах), "доброе слово" (вачах),   "доброе деяние" (шйаотна). В практической деятельности особое   значение придается умножению благого материального бытия, созданного   добрым началом для человека, - в Гатах главным образом разведению   скота и произрастанию трав на лугах, в Младшей Авесте преимущественно   земледелию - возделыванию "хлеба, травы, плодоносящих растений" и   ирригационным работам - "обводнению безводного места", "осушению места   с избытком воды" и т.п. (у современных же парсов соответственно   поощряются различные виды деятельности, включая промышленную,   финансовую и проч., - ведущие к увеличению собственности и изобилия).   Большое значение всегда придавалось и продолжению рода, ибо   многочисленное потомство считалось умножающим воинство доброго начала.   Зороастризм всегда был чужд аскетизму (и позже постоянно выступал   против него в полемике с христианством, буддизмом, манихейством и   проч.). По одному из текстов Младшей Авесты, "ни один из тех, кто не   ест, не способен ни к усердному занятию земледелием, ни к усердному   занятию произведением сыновей. Ведь посредством еды живет весь   телесный мир, от воздержания он теряет жизнь".  

Праведный образ жизни  признавался главным долгом человека перед добрым   началом, как и основным средством в достижении индивидуального   спасения в будущей жизни. Жертвоприношениям, молитвам и т.п. в раннем  зороастризме отводилась меньшая роль. По словам Видевдата,   возделывающий хлеб наносит ущерб злому началу и продвигает вперед дело   Мазды, а следовательно, приближает победу добра, в такой же мере, как   произносящий 10 000 молитв Ясны. Заратуштра отвергал ряд древних   иранских обрядов, включая массовые жертвоприношения скота, что   находилось в связи и с социальным содержанием учения пророка (позднее   такие жертвоприношения вновь стали обычной практикой, в частности при   Сасанидах, а также в некоторых общинах парсов, у которых затем были   заменены возлиянием масла). Основным в ритуале остался культ огня,   издревле чтимого ариями, но в зороастризме выступающего прежде всего   как воплощение или символ мировой справедливости, "Правды" - Арты   (тесно ассоциировавшейся с Ахура-Маздой). 

Информация о работе Авеста и ранний зороастризм