Арабский Халифат

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………2
2.Образование Арабсокго Халифата…………………………….3
3.Особенности мусульманского права…………………………..9
4. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата…10
Право собственности
Брачно - семейное право
Наследственное право
Преступление и наказание
Судебный процес
5. Заключение …………………………………………………...15
6.Список используемой литературы……...……………………16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Право мусульманских  стран: право Арабского Халифата

Право собственности. В шариате детально фиксируются способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них существовали разные мнения в отдельных мазхабах. Завоеванные земли, по общему правилу, рассматриваются как собственность государства и в то время поступали в распоряжение халифов и эмиров. Широкое распространение имели и имеют такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи.

Сложившийся в Арабском Халифате строй отношений собственности  тщательно регламентировался и  охранялся нормами шариата. Праву  частной собственности придавалось  и придается и ныне первостепенное, и ниспосланное свыше значение, оно  рассматривалось как постоянное и неограниченное, абсолютное и незыблемое. Специфика развития феодальных отношений  в арабском обществе нашла свое отражение  в нормах шариата, регулирующих право  собственности на землю. При халифах  из династии Омейядов (661-750) основная часть земель была собственностью государства или отдельных общин. По мере роста государственного земельного фонда и развития феодальных отношений при Аббасидах получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных и объявленных государственными земель предоставлялась отдельным представителям за военные или государственные заслуги. Поскольку такое владение со временем стало передаваться по наследству, фактическое его положение стало приближаться к земельным владениям на праве частной собственности.

Говоря об обязательственном  праве, стоит отметить, что шариату  времен Халифата были известны различные  виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, поклажа, товарищество, союз и т. д. Большое значение имели  отношения аренды, прежде всего найма  земли. Шариат уже тогда знал несколько видов договоров найма, причем первостепенное внимание уделял вопросу размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение получили договоры союза и товарищества. Такую форму использовали объединения для совместного орошения земли, для совместного посева, для снаряжения торговых караванов и т.д.

Брачно-семейное право. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак – как религиозную обязанность. Коран предписывает правоверным условия создания семьи, т. е. на ком можно жениться (или выходить замуж), а на ком строго запрещено. Признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно, кроме этого во времена существования Халифата мужчина мог иметь наложниц из числа рабынь. Брачно-семейные нормы шариата гораздо шире аналогичных, применяемых в современном правовом светском государстве. Они охватывают самые различные сферы отношений, являющихся предметом регулирования в области брака и семьи, таких, например, как регулирование поведения жены (жен) или отнесенный к этой сфере запрет на инцест, или установление превосходства мужчины над женщиной. Строго по шариату наказывается прелюбодеяние (вплоть до смертной казни). Регламентируются также супружеские обязанности. В шариате подробно определяются поводы к разводу и его процедуры. Любой из четырех браков может быть расторгнут, число разводов не ограничено. Шариат знает несколько видов разводов, различающихся как по самому порядку, так и по юридическим последствиям. В частности, возможен неокончательный развод, сопровождающийся своеобразным испытательным сроком.

Наследственное  право. Предусматривалось два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание могло быть выражено в письменной или устной форме в присутствии двух свидетелей, но оно не должно было касаться более чем трети имущества. Особенностью шариата является также и то, что наследованию подлежат только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить на наследников. Наследственная доля женщин составляла и составляет 1/2 доли мужчин.

Преступления  и наказания. Во времена Халифата еще слабо были разработаны такие институты уголовного права, как покушение, соучастие, рецидив, смягчающие вину обстоятельства и т. д.

Нет другого законодательства для мусульман, кроме самого главного – Корана, который воспринимается ими как основное законоустановление и по которому осуществляется уголовно-правовое регулирование.

Коран призывает, как, впрочем, и любое другое религиозное писание, к не совершению греха, стремлению к  добру, устанавливает правила поведения  людей в обществе.

Самым тяжким преступлением  считается убийство, в отношении  же других преступлений, будь - то воровство, гомосексуализм либо религиозные преступления, многие исламоведы до сих пор спорят, к какой категории преступлений их отнести, так как отличий в мере наказания в шариате не предусмотрено. Можно, конечно, спорить, какое наказание суровее: 100 ударов палкой или членовредительство (например, отсечение кисти руки), но, судя по всему, любое преступление считается тяжким, так как это, прежде всего, грех, взятый на свою душу правоверным мусульманином вопреки требованиям и установлениям Аллаха.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные  формы возмездия, так и меры чисто  феодальной уголовно-правовой репрессии. Шариат допускал и допускает по сей день кровную месть (талион), а также выкуп в вещах или деньгах как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть. Но в шариате времен Халифата предусматривались и типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно приводилась в исполнение публично, а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Тюремное заключение в Арабском Халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и в качестве наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заключение. Мусульманское право знало также и позорящие наказания – бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т. д., а также ссылку и высылку. Подробнее о преступлениях и наказаниях в «Книге о Харадже» Абу Йусуфа – ученика и помощника Абу Ханифы – мусульманского правоведа, создавшего наиболее распространенный в шариате ханифитский мазхаб, извлечения из которой приведены ниже в качестве документального приложения.

Судебный процесс. Различия между уголовными и гражданскими делами, как правило, в Халифате не существовало. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести свое дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя в период правления Аббасидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Доказательствами считались признание (но не всегда), показания свидетелей, клятвы. Исключалась всякая возможность давления на обвиняемого. Дело должно было разрешаться на одном заседании, не могло откладываться на следующий день.

В современном мусульманском  праве в различных странах  действуют свои положения, законы, кодексы, различающиеся в соответствии с  определенным, одним из четырех, направлением шариата, но опирающиеся в своей  основе на единый Коран, который является незыблемым абсолютом и отправной точкой толкования права. Во вторую очередь, источниками являются Сунна, Ахбар, иджма, фетвы и кияс. В соответствии с этим в Чечне принят Уголовный кодекс Республики Ичкерия, опубликованный в газете «Ичкерия» 6 сентября 1996 года. Извлечения:

Преступления, связанные  с честью, репутацией и общественной нравственностью.

Прелюбодеяние.

1. Виновным в совершении  преступления, квалифицируемого как  прелюбодеяние, считается:

а) любой мужчина, вступивший в половую связь с любой  женщиной, не будучи связанным с  ней законными узами;

б) любая женщина, позволившая  любому мужчине, с которым она  не связана законными узами, вступить с ней в половую связь.

2.  Половое сношение считается свершившимся в случае введения всей головки мужского полового члена или того, что ей соответствует, в половые органы женщины.

3.  Брак, который по общему признанию законоведов является недействительным, не считается законными узами.

Наказание за прелюбодеяние.

1. Виновный в совершении  прелюбодеяния подвергается наказанию  в виде:

а) смертной казни через  побивание камнями, если до этого он был целомудренным;

б) бичевания с нанесением ста ударов, если до этого он целомудренным  не был.

2.  В дополнение к наказанию бичеванием, которому подвергается нецеломудренный мужчина, можно также подвергнуть его наказанию в виде ссылки сроком на один год.

3.  Под целомудрием понимается поддержание законных отношений супругов на момент совершения прелюбодеяния или же бывшие ранее супружеские отношения.

Мужеложство.

Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как  мужеложство, считается тот мужчина, который ввел головку своего полового члена или же то, что ей соответствует, в задний проход любой женщины  или любого другого мужчины, или  же тот мужчина, который позволил другому мужчине это сделать.

1. Виновный в совершении  преступления, квалифицируемого как  мужеложство, подвергается наказанию  в виде бичевания с нанесением  ему ста ударов. Допускается также  определение ему меры наказания  в виде тюремного заключения  на срок не свыше пяти лет.

2. Если человек был признан виновным в совершении акта мужеложства во второй раз, то он подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением ему ста ударов и тюремного заключения на срок не свыше пяти лет.

3. Если человек был признан виновным в совершении акта мужеложства в третий раз, то он подвергается наказанию в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.

Неприличные поступки, оскорбляющие общественную нравственность.

1. Любое лицо, совершающее в общественном месте неприличный поступок, неприлично ведущее себя, оскорбляющее общественную нравственность, даже одетое неприличным образом или оскорбляющее своей одеждой общественную нравственность, в результате чего окружающие испытывают стеснение и неудобства, подвергается наказанию в виде бичевания с нанесением не более сорока ударов или штрафу, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно.

2. Действие считается  оскорбляющим общественную нравственность, если таковым оно является  с точки зрения той религии,  которую исповедует совершившее  его лицо, или с точки зрения  обычаев населения того места,  где оно было совершено тем  или иным человеком.

Торговля мертвечиной.

1. Любое лицо, продающее, выставляющее на продажу или предлагающее кому-либо мясо павшего животного, зная о том, что оно будет употреблено человеком в пищу, подвергается наказанию в виде тюремного заключения на срок не свыше одного года или штрафа, или же обоим вышеупомянутым наказаниям одновременно.

2. Под «мясом павшего животного» понимается мясо издохшего сухопутного животного независимо от того, издохло ли оно само по себе или было забито в противоречии с установлениями шариата.

Вероотступничество.

1. Виновным в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, считается любой мусульманин, пропагандирующий идею отказа от религии ислама или публично заявляющий о своем отказе от нее, что может выражаться только в форме открытого заявления или же совершения определенных действий, недвусмысленно указывающих на его вероотступничество.

2. Лицу, виновному в совершении преступления, квалифицируемого как вероотступничество, предлагается раскаяться, и суд устанавливает для этого определенный срок. Если же виновный, не являющийся новообращенным в ислам, стоит на своем, то он подвергается наказанию в виде смертной казни.

3. Наказание за вероотступничество не применяется, если вероотступник отказывается от своего намерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе рассмотрен процесс возникновения и формирования мусульманского права, дана общая характеристика шариата и основных его источников, представлено мусульманское право  на примере права Арабского Халифата, проанализировано приспособление мусульманского права к современному миру.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право имеет  четыре источника: Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;     Сунна -  сборник традиционных правил,  касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;     Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных учены -мусульманистов;      Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского      права.  Таким суждениям придается законный,  общественный  характер. 

К чертам мусульманского права  относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются : соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.

В странах с мусульманским  правом конституция не считается  основным законом,  а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ).

В  ряде  стран был  взят курс на конкретизацию норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических  отношений и даже институты государственного права.      Подобная практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее  вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике.

Информация о работе Арабский Халифат