Арабский Халифат

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

Оглавление

1.Введение ……………………………………………2
2.Образование Арабсокго Халифата…………………………….3
3.Особенности мусульманского права…………………………..9
4. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата…10
Право собственности
Брачно - семейное право
Наследственное право
Преступление и наказание
Судебный процес
5. Заключение …………………………………………………...15
6.Список используемой литературы……...……………………16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

Содержание 

1.Введение ……………………………………………2

2.Образование Арабсокго Халифата…………………………….3

3.Особенности мусульманского права…………………………..9

4. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата…10

  • Право собственности
  • Брачно - семейное право
  • Наследственное право
  • Преступление и наказание
  • Судебный процес

5. Заключение …………………………………………………...15

6.Список используемой литературы……...……………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение и  история  развития  правовой  системы  государства  свидетельствует  о том,  что  на содержание и динамику правовой системы воздействует  вся  духовная  культура  общества:  религия,  философия, мораль,  художественная культура,  наука. На  формирование мусульманского права решающее воздействие  оказала религия.

Считалось, что все необходимые  для мусульман  законы и правила  поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов,  а лишь исполнять  волю Аллаха.

Одним из наиболее крупных явлений  в средневековой цивилизации  на Востоке стало мусульманское  право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое  значение, возникла и оформилась в  рамках Арабского халифата. Процесс  ее развития был тесно связан с  эволюцией арабской государственности  от небольшой патриархально-религиозной  общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело  как бы "вторую жизнь" (подобно  римскому праву в средневековой  Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран  Азии и Африки, принявших в той  или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

Мусульманское право вобрало в  себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности  правовые обычаи и традиции, действовавшие  в доисламской Аравии и на завоеванных  арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ АРАБСКОГО  ХАЛИФАТА

  Арабский Халифат – государство, основанное арабскими племенами, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Классовое общество в Южной Аравии к VII в. имело, по крайней мере, двухтысячелетнюю историю и прошло примерно те же фазы развития, что и общества других древних цивилизаций Востока.       Исчезновение господствовавшего в течение всей древности общинно-городского строя, появление властей, не зависящих от города и стоящих над ним и его округой, объединяют глубинные процессы, происходившие в Средиземноморье, в Аравии и в меньшей степени в Иране в IV-VI вв., которые принято называть «феодализацией». Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были более-менее крупные торгово-ремесленные города Мекка и Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север.       В религиозном отношении Аравия представляла собой пеструю картину. В Южной Аравии шел процесс трансформации политеизма в монотеизм, параллельно с которым в Йемене получают распространение сложившиеся монотеистические религии Ближнего Востока: иудаизм и христианство. Основная часть Аравии была царством язычества. Здесь продолжали жить остатки древних общесемитских верований, зафиксированных в Ветхом Завете и в религиях других семитских культур древности.                   В V в. в Мекку пришло племя курайш под предводительством Кусаййа, которое вытеснило отсюда другое племя, жившее здесь ранее. Здесь уже существовал примитивный языческий храм Кааба, в который совершалось языческое паломничество. Около 530-540 гг. правнук Кусаййа расчистил древний священный колодец около Каабы, знаменитый и легендарный Замзам, который, видимо, с древности был главным источником воды в этой безводной местности, с целью привлечения большего числа паломников. Большое стечение людей разных племен в месяцы паломничества, естественно, способствовало превращению Мекки в торговый центр. По мере роста населения застройка уплотнялась, что вызывало бытовые конфликты, выраставшие во вражду между отдельными родами и семьями. Обособившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этом районе находилось очень много обездоленных бедуинов, так называемых самуков. Рушились вековые узы и традиции взаимопомощи и братства, связывавшие всех соплеменников. А для простых людей усиливавшаяся межплеменная рознь явилась страшным бедствием. Постоянные взаимные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. В общегородской вражде стали принимать участие соседние племена, жившие в Хиджазе. 
Политическое устройство представляло собой практически неорганизованную систему. Прежде всего отсутствовало лицо, которое можно было бы назвать вождем, а также не было никакого народного собрания, которое выбирало бы верховного руководителя. Конкретная власть принадлежала главам родов, обычно старейшим в роду или наиболее авторитетным из старшего поколения. Авторитет зависел и от состоятельности, и от реальной значимости, т. е. прежде всего от многочисленности мужского потомства. Соответственно, власть эта была чисто патриархальной, семейной.                     Так, в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (деология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму. 
Возникновение новой религии – ислама и новой общности, основанной на нем с перспективой развития государства, связано с именем Мухаммеда – одного из далеких потомков Кусаййа.        Мухаммед родился в 570 г. н. э. в Мекке. В 594 г. он женился на богатой вдове, которая сделала его своим приказчиком. Мужского потомства с ней он не имел, а, соответственно, не обладал большим авторитетом. Сведения о нем в основном содержатся в единственном подлинном источнике – Коране, представляющем собой собрание проповедей Мухаммеда. Собрание это хаотическое, без хронологического порядка. Первоначально его проповеди записывались на пальмовых листьях, плоских костях и камнях. Кодифицированного же текста Корана ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. еще не было. Создание первого свода Корана принадлежит Зейду Ибн Сабиту, состоявшему писцом еще при Мухаммеде. Коран состоит из 114 глав (сур), каждая из которых делится на стихи (аяты). Основное хронологическое деление Корана идет по признаку – мекканские и мединские суры. Первые, относящиеся к периоду до переселения Мухаммеда в Ясриб (впоследствии Медина) в 622 г., составляют большую часть Корана – 90, остальные 24 датируются периодом 622-632 гг. В VII в., наряду с записью коранических текстов, стали появляться зафиксированные хадисы – предания, относящиеся к какому-либо историческому или вымышленному моменту жизни Мухаммеда. Группы хадисов соединялись в сборники, которые постепенно накапливались во все большем количестве. Отобранные в IX в. шесть таких сборников составили Сунну – Священное предание ислама.         Мухаммед провозглашал необходимость установления нового общественного порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Возможно, осознание особой близости к Богу или, может быть, какие-то откровения, которые заставили его сделать первые шаги к религии, охватили его тогда, когда курайшиты решили взяться за ремонт и обновление Каабы. Этот момент и можно считать первым шагом к возникновению новой религии, а вместе с ней и всю дальнейшую жизнь нового государства. Мухаммед явился инициатором объединения всех враждовавших племен, а также разных народов, обитавших в то время на территории Мекки и Ясриба, куда он переселился немного позже. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.           Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорения. Но вместе с этим многие племена и народности препятствовали распространению ислама и уничтожению язычества. 
К этому времени (20-е-30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический, государственный характер. 
С появлением новой религии произошла перемена во взаимоотношениях между людьми, во всех сферах общественных отношений. Это произошло, прежде всего, потому, что религия стала самым главным регулятором жизни даже в самых, казалось бы, далеких от религиозности ситуациях. Ислам стал совмещать в себе все: религию, право, мораль, другими словами, все атрибуты социальной, политической, духовно-нравственной жизни, но, что самое главное, все это вместе, в новой системе права, называемой мусульманским правом. Это уникальное сочетание норм права и норм морали, отразившееся во всех областях человеческой жизни, которое вмешивается в мельчайшие слои человеческих взаимоотношений, а также заботится о строгой жизненной дисциплине правоверного, исключающей распущенность во всех ее проявлениях. На такое уникальное и неповторимое сочетание, которое, впрочем, оформилось не сразу, а спустя много лет и даже веков, так как в его развитии принимало большое количество мусульманских богословских юристов и принимают до сих пор, повлияло именно то время, место и ситуация, а также личность человека, слишком ярко осознающая действительность и необходимость перемен. Непростая политическая, экономическая, геополитическая обстановка, существование других, более разработанных религий, имеющих четкую направленность, таких, как христианство, иудаизм, маздеизм, наличие своих древних обычаев и традиций, но языческого характера, осознание несовершенства общественно-политических образований или, проще говоря, их отсутствие, постоянная угроза от набегов разных племен, разъединенность, кочевничество – все это побудило Мухаммеда создать нечто более совершенное, единое, сильное, отвечающее требованиям справедливости, что под общим названием именуется ислам, который неотрывно связан с мусульманским правом. 
 Ислам обязал верующего не только следовать собственно религиозным нормам поведения, т.е. исповедовать взгляды, диктуемые вероучением и отправлять определенные обряды, но и в своем практическом поведении, во взаимоотношениях людей следовать правовым нормам, устанавливаемым религией. Совокупность этих норм и установлений именуется шариатом (от арабского «шариа» – надлежащий путь). Он охватывает и собственно правовые нормы, регулирующие жизненные взаимоотношения людей, и нормы религиозного поведения, связанные с вероучением и культом. 
В своей основе все эти нормы опираются на Коран, но помимо того они находят свои основания в Священном предании ислама: у суннитов – это Сунна, у шиитов – Ахбар. Дают материал для шариата и сочинения крупных общепризнанных богословов (иджма), и ответы авторитетных религиозных инстанций на отдельные вопросы, приобретшие общественное значение (фетвы). Особую гибкость при решении возникающих казусов создает признаваемая возможность суждения по аналогии (кияс) с прецедентами и со сходными случаями. 
Сложившись в первые века существования ислама, шариат действовал на протяжении всей последующей истории исламских народов и до конца XIX в. был, по сути, единой правовой системой у них. Этим с особой силой подчеркивается то обстоятельство, что у указанных народов религиозно-исламский фактор тяготел над всей их жизнью, обусловливая своеобразный теократический характер господствовавшего у них политического строя. 
Во всех случаях, когда ислам проникал в материальную и духовную жизнь того или иного народа, он, конечно, не становился на пустое место, а заставал какую-то уже сложившуюся систему общественных отношений и религиозных верований, вошедшую в быт совокупность обрядов и обычаев. Это относится и к шариату. У каждого из народов уже были свои исторически сложившиеся системы религиозных и жизненно практических отношений. Сила шариата заключалась в том, что он не отвергал их, а ассимилировал и во многих случаях освящал. Эти местные системы обычного права получили арабское название адатов (обычаев). С закреплением ислама в соответствующем народе шариат иногда с некоторыми изменениями включал в себя местный адат.   

В сложившейся мусульманской  общине наблюдается тенденция к  расширению своей территории и влияния. Распространяя это влияние на север Аравии, Мухаммед неминуемо  столкнулся с необходимостью установления дипломатических отношений с  Византией, так как именно эта  страна имела влияние в этой части  полуострова, а также с Ираном и Сирией. Внешние отношения приобрели  политический характер. Внутри общины появился новый элемент, не свойственный племенной организации, – налог. 
Смерть Мухаммеда со всей остротой поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать нового главу. Им стал Абу Бакр – человек, отмеченный особым доверием, признанием и уважением Мухаммеда. Община обрела халифа – «заместителя посланника Аллаха». Под руководством Абу Бакра и последующих халифов в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Разросшимся кочевым племенам при низком уровне развития производительных сил, находившихся в их распоряжении, не хватало пастбищ и воды. Коренные жители почти не оказали серьезного сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.       

В итоге на завоеванных  землях возникла новая держава –  Арабский Халифат. Через двадцать лет после начала проповеди Мухаммеда вся Аравия приняла новую религию, признавая не столько убедительность теологических аргументов, сколько вооруженную силу, созданную первоначальным ядром общины мусульман. Эта сила была невелика, но в условиях Аравии того времени, при отсутствии твердой политической власти ее хватило для постепенного расширения сферы влияния, и чем больше эта сфера расширялась, тем легче было преодолевать сопротивление оставшихся. Вскоре основой военной мощи нового политического образования стали отряды бедуинов, так что внешне его не трудно принять за одно из тех государств кочевников, каких немало складывалось в раннем Средневековье в разных частях Евразии. Существенное различие заключалось в том, что во главе стояли не кочевники, а горожане и земледельцы Мекки и Медины, которые вроде бы и недалеко ушли в своем социальном и культурном развитии от бедуинской массы, но представляли иную систему мышления, более близкую и приемлемую как для оседлых йеменцев, так и для жителей Средиземноморья и Ирана,       

Начавшее формироваться  мусульманское государство Аравии неминуемо должно было бы, в конце  концов, подпасть под культурное влияние  более мощного культурного и  экономического потенциала Южной Аравии, но военно-политическая ситуация, сложившаяся  после ирано-византийской войны, способствовала распространению его на Ближний  Восток с постепенным перемещением туда экономического и политического  центра Халифата.  Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию и Египет), они оказались во власти развертывавшегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса трансформация родового строя у арабов, расселившихся вне Аравии, была быстро завершена. 
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя. 
Появлению централизованного государственного аппарата способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Немаловажное значение имело также и то, что в ряде важнейших в экономическом отношении районов Халифата издавна преобладало орошаемое земледелие, нуждавшееся в централизованном распределении воды.   

Духовная власть (имамат) и светская (эмират) были объединены – находились в руках халифа, который первоначально избирался, а впоследствии власть халифа переродилась в наследственную. Арабский Халифат таким образом приобрел форму централизованной теократической монархии.  

Появились специальные правительственные  ведомства – диваны, которые осуществляли центральное руководство. 
Территория Халифата делилась на провинции (эмираты), обычно создававшиеся в границах вновь покоренных государств или областей. Управление ими было передано в руки военных наместников – эмиров, назначавшихся халифом и ответственных только перед ним. Эмиры приобрели функции управления местным административно-финансовым аппаратом. 
 Судебные функции и отправление правосудия на высшем уровне осуществлял халиф. А также была создана коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. Эта коллегия назначала судей на местах – кади. 
 В армии преобразований не произошло. Единственное новшество – появление отрядов наемников. 
           Важную роль в экономике страны играло рабовладение. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов, а также в государственных рудниках, копях, каменоломнях, мастерских. Элементы рабовладения долгое время переплетались с феодальными отношениями, которые были господствующими. 
 Все это в своей совокупности определяло классовую структуру арабского общества: феодалы составляли господствующий класс; крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп, коренные арабы поселились на новых землях обособленными военными колониями; важную роль в общественной жизни Халифата играли горожане. Среди них были богатые купцы, ремесленники, мелкие торговцы, поденщики. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Ими становились пленники и невольники, купленные за границей. 
 В начале VIII в. ислам в качестве государственной религии занимал наибольшую территорию в сравнении с любым периодом своей истории. Кроме того, эта территория была больше той, что занимали все государства древности и раннего Средневековья. От Инда до Атлантического океана, от Каспийского моря до Нила простиралась империя, формально объединенная властью халифов. 
 В покоренных странах росло недовольство крестьянских масс и рабов устанавливавшейся системой тяжелой феодальной эксплуатации. В 739-740 гг. вспыхнуло восстание берберов Северной Африки, направленное против первой династии халифов Омейядов, в результате которого на халифском троне утвердились Аббасиды – фактически последняя правящая династия Арабского Халифата. Вскоре провозгласил свою самостоятельность и независимость Кордовский эмират, находившийся на территории Испании. Таким образом появилось самостоятельное исламское государство, хотя наименование Халифата оно присвоило себе лишь в 929 г. Через некоторое время столица Халифата Аббасидов переносится в Багдад. История Багдадского Халифата была историей его распада, эпизодически прерывавшейся периодами относительной стабилизации. К началу X в. от Багдадского Халифата отпали уже не только Северная Африка и Испания, но и восточные территории от Ирана до Индии, например династия Фатимидов, утвердившаяся во второй половине X в. в Северной Африке и распространившая вскоре свое господство на Египет и Сирию, существовавшая до 1171 г. Они вели свое происхождение от дочери Мухаммеда – Фатимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности мусульманского права

В Арабском Халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем – мусульманское  право (шариат). Действие шариата не ограничивалось, однако, рамками Арабского  Халифата, а вышло далеко за его  пределы и действует по настоящее  время. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение  на территории Передней и Средней  Азии, Закавказья, Северной, а также  частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной  Азии. В настоящее время мусульманское  право твердо укрепилось и действует  в Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Сомали и др., а также набирает силу в тех осколках Арабского  Халифата, которые длительное время  находились в составе других государств и где оно не применялось, например в Чечне или, как они называют ее сами, Республике Ичкерия.

Мусульманское право, как  и религия Ислама, активно способствовало развитию и укреплению главным образом  феодальных отношений, что превратило возникший только Халифат в достаточно оформившееся и развитое феодальное государство. К эпохе правления  династии Аббасидов (750-1258 гг.) мусульманское право превратилось в законченную и сравнительно цельную систему права.

Шариат – это правовые предписания и установления, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные  с его религиозными представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного  закона и порядка. Отсюда велениям и  запрещениям, составляющим нормы шариата, также присуще божественное значение. Теологическая оболочка обусловила своеобразие многих правовых институтов, конструкций и отдельных норм шариата, которые существенно отличались от феодального права тех европейских  государств, где было заимствовано римское право, построенное на рационалистических началах. Мусульманин, находясь в любой  стране, должен был следовать предписаниям ислама и шариата. Поэтому с распространением ислама и превращением его в одну из мировых религий шариат стал своеобразной мировой системой права.

Широкое распространение  шариата и его приспособление к местным условиям постепенно повлекли за собой появление и углубление в нем различий по целому ряду религиозных  и юридических вопросов, в том  числе при трактовке отдельных  правовых институтов и решении конкретных правовых споров. Так, со временем от основного  направления в шариате, получившего  название суннизм, отделились сектантские  группы, из которых наиболее значительную составили шииты. К XIV в. завершился раскол и основного (суннитского) направления  в шариате. Оформились 4 основных толка (мазхабы), представлявших самостоятельные правовые школы, возникновение которых восходило к четырем виднейшим мусульманским правоведам.

Информация о работе Арабский Халифат