Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:54, курсовая работа
В данном курсовом проекте была разработана электронная преобразовательная система (ЭПС), её структурная и электрическая принципиальная схема, а так же система автоматического регулирования. Был проведен расчёт схемы ЭПС с ШИП для управления двигателем постоянного тока.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….4
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР…………………………………………………………………………….8
2СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 10
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЭПС………….11
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………………….12
4.1. Выбор двигателя…………………………………………………………………………..12
4.2. Расчет и выбор трансформатора………………………………………………….12
4.3. Расчет неуправляемого выпрямителя………………………………………….13
4.4. Расчет импульсного преобразователя…………………………………………16
4.5. Настройка САР по току………………………………………………………………….21
4.6. Настройка САР по скорости……………………………………………………..…..22
4.7. Выбор и расчет принципиальной схемы регулятора………………….24
4.8. Выбор датчиков тока и скорости………………………………………………….25
4.9. Выбор ШИМ-контроллера…………………………………………………….………26
4.10 Выбор драйвера…………………………………………………………………………..26
4.11. Выбор индицирующего устройства……………………………………………27
5 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СПРОЕКТИРОВАННОЙ ЭПС……………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 4.1 - технические характеристики 2ПБ112LУХЛ4
Параметр |
Значение |
Номинальная мощность, Рном, Вт |
7300 |
Номинальное напряжение, Uном,В |
110 |
Номинальная скорость вращения, nном, об/мин |
1200 |
Максимальная скорость вращения, nmax, об/мин |
1500 |
Коэффициент полезного действия, ηн, % |
80 |
Сопротивление якоря, Rя, Ом |
0,74 |
Сопротивление дополнительных полюсов якоря, Rдп, Ом |
0.74 |
Сопротивление обмотки возбуждения, Rв, Ом |
303/80 |
Индуктивность якоря, Lя, мГн |
12 |
4.2. Расчет и выбор трансформатора
Рассчитаем напряжение двигателя, которое обеспечит заданное количество оборотов (по заданию nзад = 1000 об/мин):
Uном = 110 В → nном = 1200 об./мин.
Uзад → nзад = 1000 об./мин.
Из данной пропорции определим Uзад:
В (4.1)
В
Рассчитаем входное напряжение для ИППН1:
В (4.2)
В
где ϒ – коэффициент заполнения, принимающий значения от 0,05…0,95.
Рассчитаем входное напряжение для мостового неуправляемого выпрямителя:
В (4.3)
В
где Ксх – коэффициент схемы выпрямителя, равный 2,34.
Для выбора трансформатора необходимо рассчитать линейные напряжения:
В (4.4)
В
В
Зная входное напряжение трансформатора (Uвх в = 190 В) и его выходное напряжение (Uвых = 166 В), определим коэффициент трансформации:
(4.5)
Выберем трёхфазный трансформатор ТПЗ-1,2 (1,2кВт), с характеристиками (данный трансформатор изготавливается под заказ):
Входное напряжение, В: 110;
Выходное напряжение, В: 100;
Габариты (ДхШхВ), мм: 430х210х378.
4.3. Расчет неуправляемого выпрямителя
Номинальный ток электродвигателя:
А (4.6)
А
Номинальная частота вращения электродвигателя:
рад/с (4.7)
рад/с
Постоянная времени якорной цепи:
с (4.8)
мс
Найдем среднее значение выпрямленного напряжения:
В (4.9)
В
где Uф – фазное напряжение сети вторичной обмотки трансформатора, В.
Найдем значение напряжения при максимальных отклонениях питающего напряжения:
В (4.10)
В (4.11)
В
В
где ΔUс – отклонение напряжения питающей сети.
Качество выпрямленного
(4.12)
Среднее значение выпрямленного тока:
А (4.13)
Как видно, наибольший ток в нагрузке будет при наименьшем напряжении питания, т.е.:
А
где Pном – выходная мощность на нагрузке, Вт.
Т.к. питающая сеть трехфазная, то анодный ток будет меньше выпрямленного в три раза:
(4.14)
А
Максимальное обратное напряжение, прикладываемое к диодам выпрямительного моста, определяется напряжением:
В (4.15)
где – амплитудное значение фазного напряжения, которое равно:
В (4.16)
Максимальное обратное напряжение будет в случае:
В
Коэффициент мощности выпрямителя:
(4.17)
где α – угол управления, для диодов α = 0.
По найденным величинам (обратное напряжение и прямой ток диода) выберем элементы (VD1..VD6). К установке выберем диодный мост 26MT40, технические характеристики которого приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Технические характеристики 26MT40
4.4. Расчет импульсного преобразователя
Рассчитаем параметры ИППН. Коэффициент заполнения в установившемся режиме работы двигателя будет равен:
(4.18)
где – номинальное напряжение питания цепи якоря ДПТ, для частоты вращения двигателя (рад/с):
В (4.19)
где - потокосцепление ДПТ, равное:
(4.20)
В
тогда:
(4.21)
Найдем значение коэффициента заполнения
при возможных отклонениях
(4.22)
(4.23)
Как известно, нормальная работа импульсного преобразователя считается, если значение коэффициента заполнения лежит в диапазоне: . Из полученных значений видим, что мы не выходим за рамки допустимых значений.
Длительность импульса управления будет равна:
с (4.24)
Исходя из современной технической базы, определим, что преобразователь будет работать на частоте fном = 30кГц, т.е. период импульсов будет равен:
(4.25)
Так как наиболее тяжелая работа для транзистора будет при наибольшем коэффициенте заполнения, в расчетах учтем именно его:
с
Для дальнейших расчетов ИППН необходимо вычислить коэффициенты:
(4.26)
(4.27)
где Tн – постоянная времени нагрузки (двигателя), определяется выражением:
(4.28)
где LН – индуктивность обмотки якоря, Гн;
RН – активное сопротивление обмотки якоря, Ом;
Ток нагрузки определим из выражения:
(4.29)
Эквивалентное активное сопротивление нагрузки:
(4.30)
Определим среднее значение тока обратного диода ИППН в наихудшем случае:
(4.31)
Максимальное значение тока транзистора:
(4.32)
В качестве обратного диода (VD7) выбираем 85EPF12, технические характеристики которого приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.3 – Технические характеристики 85EPF12
В качестве транзистора (VT1) выбираем IRG4PSH71UPBF, технические характеристики которого приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.4 – Технические характеристики IRG4PSH71UPBF
Входную индуктивность рассчитаем из соотношения:
(4.33)
где R’’ – эквивалентное омическое сопротивление входного фильтра, Ом;
m – пульсность выпрямителя;
ω – круговая частота работы преобразователя.
Емкость конденсатора найдем из выражения:
(4.34)
S находится из выражения:
(4.35)
где k1 – коэффициент пульсации первой гармоники;
qвых – пульсация напряжения на выходе выпрямителя.
Зададимся значением qвых = 5%:
В качестве конденсатора выбираем: К50-35 33 мкФ х 400В 85°C.
В качестве индуктивности выбираем: КИГ 270мкГн х 0.06МГц..20МГц.
4.5. Настройка САР по току
Структурную схему преобразователя с нагрузкой на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1. – Структурная схема системы
где Wp(p) – передаточная функция регулятора;
kпр – коэффициент передачи преобразователя;
Tm - постоянная времени преобразователя, с;
kот – коэффициент передачи обратной связи по току;
Ra – сопротивление якорной обмотки двигателя, Ом;
Tэ – постоянная времени двигателя, с;
СФ – конструктивная постоянная двигателя.
(4.36)
Для широтно-импульсного
(4.37)
Для выпрямителя:
(4.38)
(4.39)
Как правило, для упрощения моделей
и удобства их симулирования, допускают,
что механическая часть двигателя
более инерционная, чем электрическая.
Тогда структурную схему
Рисунок 4.2. – Преобразованная структурная схема системы
Передаточная функция
(4.40)
Тогда передаточная функция регулятора равна:
(4.41)
В результате преобразований, мы получаем функцию ПИ-регулятор тока:
4.6. Настройка САР по скорости
Заменив контур регулирования скорости
одной передаточной функцией, построим
структурную схему контура
Рисунок 4.3. – Контур скорости САР
Передаточная функция
(4.42)
где kос – коэффициент усиления обратной связи по скорости, определяется выражением:
(4.43)
а Тм – конструктивная постоянная времени, определяется выражением:
с (4.44)
где J – момент инерции двигателя, кг × м2;
Выразим передаточную функцию регулятора скорости:
(4.45)
4.7. Выбор и расчет принципиальной схемы регулятора
Принципиальная схема ПИ-
Рисунок 4.4. – Принципиальная схема ПИ-регулятора
В качестве операционных усилителей примем MC33077, их основные характеристики вынесены в таблицу 4.5.
Таблица4.5 – Основные характеристики операционного усилителя MC33077
Параметр |
Значение |
Число каналов |
2 |
Напряжение питания, Uпит, В |
2..18 |
Выходной ток, Iвых, мА |
26 |
Ток потребления, Iпотр, А |
3,5 |
Параметры резисторов описываются следующим уравнением:
(4.45)
(4.46)
т.е.:
Примем, что номинал конденсатора C1 равен 0,1мкФ. Значит:
Согласно ряду Е24 резистор R6 будет номиналом , резистор R4 будет номиналом .
Теперь подберем номиналы резисторов R3 и R1. Известно, что для операционного усилителя их необходимо подбирать так, чтобы входной резистор был номиналом меньше входного сопротивления ОУ, а выходной, не менее допустимого нагрузочного сопротивления.
Исходя из этих условий, определим, что резистор R3 будет номиналом 100кОм. Значит:
Согласно ряду Е24 R1 будет номиналом 10 Ом.
4.8. Выбор датчиков тока и скорости
В качестве датчика тока целесообразно
выбрать датчик в интегральном исполнении,
либо ферритовые кольца (пояс Раговского),
т.к. эти способы не вносят большую
погрешность, чем вариант с шунтированием.
А также подобные устройства имеют
малоточный информационный выход (в
некоторых исполнениях –
В качестве датчика тока выберем IR2177S, параметры которого приведены в таблице 4.6.
В качестве датчика скорости выберемвстроенный тахогенератор. Тахогенераторы – морально устаревшая, однако достаточно надежная и не требующая дополнительного питания техника. В данном случае использование тахогенератора вызвано именно по причине простоты настройки САР.
Таблица 4.6 – Основные характеристики датчика тока IR2177S
Параметр |
Значение |
Максимальное выдерживаемое напряжение, Voff, В |
1200 |
Максимальный измеряемый ток, Is, А |
50 |
Выходное напряжение, Vout, В |
0..25 |
Информация о работе Разработка системы преобразователь-двигатель с оптимальным управлением