Лекции по "Метрологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:35, курс лекций

Краткое описание

Этапы развития метрологии:

Период органолептических (на глаз) измерений. (С помощью органов чувств). Установлено под <хрен знает чего>.
Период установления вещественных мер (емкости, палочки).
Период возникновения электроизмерительных приборов.

Файлы: 1 файл

Метрология лекции.doc

— 502.15 Кб (Скачать)
 

      Статистические методы при сертификации.

      Статистические метолы полезны при сборе данных, при изучении запросов потребителей, измерения качества для облегчения принятия решения, для периодического контроля за сертифицируемой продукцией.

      №1). Диаграмма «Причины - результат».  Для структуризации отношений м/д некоторыми заранее определённых показаний качества и множества факторов, которые могут влиять на эти показания, а следовательно позволяет определить основные направления создания системы качества. Диаграмма является источником информации для формирования ????? проверки предприятия и определения узких мест системы качества.

      Последовательность построения:

      1). определяется цель анализа и выделяется показатель качества подлежащий исследованию.

      2). выделяют главные причины, влияющие на главные показатели.

      3). выделяются факторы, влияющие на главные показатели (2 уровень).

      4). выделяют факторы 3 уровня.

      Например, анализ системы качества ремонтного предприятия. 

      ??? 

      Выводы: (1). Следует сформировать 5 направлений проверок:

      1).объект ремонта.

      2).склад.

      3).технология ремонта.

      4).персонал.

      5).оборудование.

      (2). По каждому направлению следует организовать проверки согласно классификации по факторам 3 уровня.

      Для выделения главных факторов применяют правило 5 т.  «Существенными факторами, влияющими на качество являются материалы, машины, технология (методы), измерения и персонал» + финансы и руководство.

      №2). Диаграмма Парета.  Выделение главных, однородных факторов, влияющих на качество продукции. Представляют собой столбчатую диаграмму: по Ох - наименования анализируемых факторов; по Оу - значения факторов в безразмерных (%) или размерных, но общих для анализируемых факторов единицах. Диаграммы могут строится по нескольким признакам: потери времени, затраты средств, себестоимость, персонал, безопасность, сырьё.

      Построение диаграммы (на примере выделения «узких мест»):

      1).выделить факторы подлежащие анализу: узлы автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, кузов, электрооборудование.

      2).определить период сбора данных.

      3).сбор данных. В специальном учетном листке фиксируем число дефектов, приходящихся на каждый агрегат.

      4).заполнение соответствующих учетных форм.

      Таблица для построения диаграммы:

  
        Агрегат   Число

        дефектов.

              
        Электр. оборуд.   31   31   31   31
        Трансмиссия   22   53   22   53
        Кузов   16   69   16   69
        Ходовая часть   13   82   13   82
        Двигатель   10   92   10   92
        Рулевое управ.   5   97   5   97
        Тормозная   3   100   9   100
        итого   100=N            
 

      5).обработка данных и построение диаграммы: 
     
     
     

      6).вывод: около 70% дефектов приходится на 3 систему автомобиля, электрооборудование, трансмиссия, кузов. Следовательно, первоочередные мероприятия по улучшению качества ремонта должны быть направлены на эти агрегаты.

      №3). Корреляционный анализ.

      Цель: определить и оценить линейную связь м/д фактором и показателем качества.

      Пр.: показатель качества ремонта - себестоимость ремонта.

      Использование методов корреляционного анализа даёт возможность на основе экспериментальных данных реализовать мероприятие по оценке качества. Для объектизации этого анализа вычисляют коэффициент корреляции, характеризующий тесноту. Графический анализ осуществляют с помощью диаграммы рассеяния. 
     
     
     
     

      №4). Использование индексов воспроизводимых производственных процессов.

      Позволяет выполнить анализ точности и стабильности производственных процессов. Индекс воспроизв-ности:

       ;

       - допустимый разброс.

      Как показывают расчёты вероятность брака следующая: СР > 1,67 -имеется существенный запас качества по сравнению с требованиями допуска (можно сузить поле допуска); 1,33<CP<1.67  - нормальное состояние процесса (вероятность брака 0,007%);  1<CP<1.33  - вероятность брака 0,3%;  0,67<CP<1  - вероятность брака 4,5%;  СР <0,67  - процесс неконтролируемый.

      №5). Испытание выборки.

      Выборка - единица продукции, отобранная для испытания.

      Типовые способы отбора единиц:

      1) случайный

      2) типичный

      3) направленный

      Для определения объёма выборки существует статистико-вероятностный экономический и комбинированный подход. Метод позволяет провести выборочный контроль сертифицируемой продукции.

      №6). Статистический анализ безопасности.

      Выявление основных источников аварий и оценка достаточности мероприятий для достижения уровня безопасности. Для реализации анализа осуществляют:

    1. экспертизу данных о надёжности;
    2. оценку полноты исходных событий, аварий;
    3. экспертизу моделирования деревьев событий.
 

      Проблема устойчивого повышения качества решается только на основе чёткой системы постоянно действующих мероприятий.

      Система качества - совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, представляющего собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при её создании и использовании. Выделяют 6 стадий жизненного цикла:

      1)    маркетинг;

      2)    проектирование;

      3)    производство;

    1. обращение;
    2. эксплуатация;
    3. утилизация.

      Системам качества продукции посвящён ИСО - 9000.

      Петля качества (процесс жизненного цикла): 
     
     
     

      1.маркетинг; 2.проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции; 3.материально-техническое снабжение; 4.подготовка и разработка производственных процессов; 5.производство; 6.контроль, проведение испытаний и обследований; 7.упаковка и хранение; 8.реализация и распределение продукции; 9.монтаж и эксплуатация; 10.техническая помощь и обслуживание; 11.после продажная деятельность; 12.утилизация после использования. 

      Организационная структура системы качества устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделения предприятия и персонала. Установленный способ деятельности называется методикой. Персонал, средства обслуживания, оборудования, технология называется ресурсами системы качества. Система деятельности использующая ресурсы для преобразования входа выход называется процессом. Наличие системы качества, её соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде. Именно документация делает систему видимой для разработчиков, пользователей и контролирующих органов. Сертификация систем качества  организуется и проводится для создания уверенности потребителей, руководства предприятий - изготовителей и др заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям. Сертификация систем качества осуществляется в рамках как обязательной так и добровольной сертификации. Главный объект сертификации системы качества - деятельность по управлению и обеспечению качества. Именно эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ  ИСО 9001 - ГОСТ  ИСО 9003  согласно заявленной моделью. Этапы организации:

    1. этап организации работ (предсертификационный);
    2. этап предварительной оценки системы качества. Комиссия проводит анализ представленных документов и готовит письменное заключение о возможности проведения 2-го этапа сертификации системы качества;
    3. этап проверки и оценки системы качества в организации. Проводится обследование проверяемой организации  по согласованной программе. Решение о рекомендации (отказе) сертификации системы качества  принимается главным экспертом на основе акта о результатах проверки и оценки системы качества. При положительных результатах оформляется  проект сертификата соответствия системы качества и проект разрешения (лицензии) на применение знака соответствия;
    4. этап инспекционального контроля за сертифицированной системой качества. Контроль осуществляется в течении всего периода действия сертификата и не реже 1 раза в год.
 
 

      Перспективы развития сертификации.

      1. Переход от сертификации как деятельности, осуществляемой заинтересованной стороной, к более общему контролю безопасности;

      2.   Способы оценки и подтверждения качества прелагается формировать исходя из модульного принципа. Предлагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке.(знак обращения на рынке). Планируется гармонизация отечественных правил с международными, совершенствование методов и схем сертификации, совершенствование инфраструктур сертификации, расширение участия России в международных системах сертификации, расширение практики сертификации систем качества. 
     
     

      Законодательная метрология.

      Принципы появления: большое число принципиальных положений, устанавливаемых по соглашению.(выбор основных физических величин, правила формирования систем единиц, установление нормальных условий измерений…).

      Основная цель: обеспечение единства измерений (регламентация и закрепление законодательно положений… ).

      Законодательная метрология - комплекс юридических и нормативно технологических документов, регламентирующих метрологические положения, правила и нормы, а также деятельность по регламентации и формирование этих соглашений.

      Меры, по обеспечению единства измерений:

Информация о работе Лекции по "Метрологии"