Зрелая личность по А. Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:29, реферат

Краткое описание

А. Маслоу полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

Файлы: 1 файл

Зрелая личность по А.docx

— 14.26 Кб (Скачать)

Зрелая личность по А. Маслоу 

А. Маслоу полагал, что такие личности составляют около 1% населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. 

1. Более адекватное  восприятие действительности, свободное  от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес  к неизведанному.

2. Принятие себя  и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение  установленных ритуалов, традиций  и церемоний, но отношение к  ним с должным чувством юмора.  Это не автоматический, а сознательный  конформизм на уровне внешнего  поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не  собой, а своей жизненной задачей.  Обычно они соотносят свою  деятельность с универсальными  ценностями и склонны рассматривать  ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому  они все в какой-то степени  философы.

5. Позиция отстраненности  по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно  спокойно переносить неприятности  и быть менее подверженными  влияниям извне. Они нередко  склонны к одиночеству.

6. Автономия и  независимость от окружения; устойчивость  под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового  в уже известном.

8. Предельные переживания,  характеризующиеся ощущением исчезновения  собственного Я.

9. Чувство общности  с человечеством в целом.

10. Дружба с другими  самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность  в отношениях. Готовность учиться  у других.

12. Устойчивые внутренние  моральные нормы. Остро чувствуют  добро и зло: ориентированы  на цели, а средства всегда  им подчиняются.

13. «Философское»  чувство юмора. Отношение с  юмором к жизни в целом и  к самому себе, но чья-то ущербность  или невзгоды никогда не считаются  смешными.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

15. Критичное отношение  к той культуре, к которой они  принадлежат: выбирается хорошее  и отвергается плохое. Ощущают  себя больше представителями  человечества в целом, нежели  одной культуры. 

Бихевиоризм: основные идеи. 

Бихевиоризм определил  облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал  кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior — поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология. 

Анализ поведения  должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается  объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный  ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые  они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции  определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. 
 
 

Личность, с точки  зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр. 

Таким образом, с  позиции бихевиоризма, личность —  все то, чем обладает индивид, его  расположенность к тому или иному  реагированию: навыки, сознательно  регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков. 
 
 

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение, 

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S—R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула: S— I—R.


Информация о работе Зрелая личность по А. Маслоу