Зоопсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Психика животных определяется двояко: с одной стороны, психическое определяется внутренним фактором (нервной системой различных типов), с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором.

Файлы: 1 файл

ЗООПСИХОЛОГИЯ.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

Питается амеба одноклеточными водорослями, бактериями, детритными частицами, которые она обтекает своими ложноножками и фагоцитирует. Образовавшаяся фагосома в цитоплазме сливается с лизосомой, в результате чего формируется пищеварительная вакуоль. Растворенные питательные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи удаляются из тела амебы путем экзоцитоза.

В цитоплазме имеется сократительная вакуоль — пузырек с водянистой жидкостью, который с периодичностью 1—5 мин меняет объем, удаляя свое содержимое наружу.

Размножается амеба путем митотического деления клетки надвое. Амебы расселяются и переносят неблагоприятные условия в состоянии цисты.  

Класс Споровики.

     Исключительно паразитические простейшие, живущие  в эпителиальных, кровяных и других клетках человека и хордовых, а  также беспозвоночных животных.

     Малярийный  плазмодий — возбудитель малярии, опасного массового заболевания человека, особенно в регионах с теплым и влажным климатом. Жизненный цикл паразита сложен и сопровождается сменой хозяев. Половое размножение происходит в кишечнике самки малярийного комара (основной хозяин), а бесполое — в эпителиальных клетках печени и эритроцитах человека (промежуточный хозяин).

     Заражение человека происходит при укусе самки  малярийного комара рода анофелес. Со слюной паразиты (спорозоиты) проникают в кровь и попадают в клетки печени, где они размножаются посредством многократного деления (шизогония), и их число резко увеличивается.

     После смены ряда поколений некоторые  из внедрившихся в эритроциты паразитов  не размножаются, а растут и превращаются в предшественников половых клеток. Однако их окончательное созревание происходит в кишечнике самки  малярийного комара, куда они попадают при сосании ими крови больного малярией человека. После созревания половых клеток происходит оплодотворение, подвижная зигота внедряется в эпителий желудка комара. Ядро зиготы многократно  делится — один раз путем мейоза и много раз митотически. В результате образуется огромное количество паразитов (спорозоитов). Они попадают в полость тела, с гемолимфой подносятся к слюнным железам и проникают в них. После этого самка малярийного комара способна заразить человека малярией.  
 

     Психическое отражение поведения  у одноклеточных  животных.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством- нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия. 

Научение.

Научение — это выработка у животного измененной реакции на прежнюю ситуацию, когда оно начинает вести себя более адекватным образом (т. е. адаптируется). Заметьте, что в этом по существу операциональном определении важно то, что изменения поведения:

 а) являются  следствием опыта;

б) воспроизводятся, т. е. повторяются, у одного животного или у группы животных;

в) имеют  адаптивный характер.

Если не вводить  критерий адаптивности, то образование  рубцовой ткани тоже можно было бы считать формой памяти! С другой стороны, возможны обстоятельства, в  которых животному нелегко найти  оптимальную адаптивную стратегию, как, например, в слишком сложной  ситуации или в случае, когда выбранная  стратегия оказывается ошибочной. Однако и здесь нельзя говорить об отсутствии научения, что будет показано в этой главе несколько позднее. Поэтому смысл таких терминов, как «опыт» и «адаптивное изменение», достаточно сложен, иногда даже неоднозначен, и об этом никогда не следует забывать.

     При изучении процессов научения необходимо  исходить  из  того,  что

формирование  поведения представляет собой процесс  конкретного воплощения в

жизни особи  опыта вида, накопленного и закрепленного  в процессе  эволюции.

Именно  этим  определяется   переплетение   врожденных   и   индивидуально

приобретаемых компонентов поведения. Видовой  опыт передается из  поколения

в  поколение  в  генетически  фиксированном  виде  в   форме   врожденных,

инстинктивных  компонентов  поведения,  поэтому   «закодированное»   таким

образом поведение  всегда является видотипичным.

       Существуют  такие  формы   научения,  которые   внешне   очень   напоминают

инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не  что иное,

как результат  накопления индивидуального опыта. Это прежде всего индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.

       Лишь по мере того  как   животное  запоминает  их  в   ходе накопления индивидуального опыта,  они  приобретают  для  него  сигнальное значение. Таким образом, процесс  научения  характеризуется избирательным вычленением  некоторых  «биологически  нейтральных»  свойств   компонентов среды,  в  результате   чего  эти   свойства   приобретают   биологическую значимость.

       Итак,  формирование  эффективных   программ   предстоящих   действий

является  результатом  комплексных  процессов   сопоставления   и   оценки

внутренних  и  внешних  раздражений,  видового  и  индивидуального  опыта,

регистрации параметров совершаемых действий и  проверки их результатов. Это

и составляет основу научения. 

Пластичность  поведения.

    Пластичность  поведения, то есть способность адекватно  реагировать на изменения окружающей среды, присуща всем уровням.

    Существует  два способа наблюдать пластичность поведения: естественный, который наблюдается  в естественных для животного  условиях, и искусственный, который  проводится в искусственно созданных  условиях.

    На  низшем уровне сенсорной психики  поведение у ряда видов достаточно сложное.

    Примером  такого поведения в естественных условиях может служить реакция  инфузории-стентор на сильные потоки воды. Сначала она приседает и начинает отклоняться в разные стороны. Если это не помогает, то она перемещается до тех пор, пока не найдет место, которое будет комфортным для нее.

    Интересны реакции привыкания у одноклеточных. В опыте Н.А. Тушмановой, при продолжительном воздействии на инфузорию с помощью вибрации у части животных выработалось абсолютное привыкание, а у другой – относительное, то есть они реже реагировали на вибрацию сокращением. Быстрота выработки привыкания у инфузорий составляла 1-10 минут, а полное привыкание возникало через 23-27 минут.

       Имеет определенное значение  и частота подаваемого раздражителя. Если период был около 6 секунд, то привыкание к вибрации развивалось  очень быстро. При подаче раздражителя  раз в минуту оно развивалось  медленно, а при увеличении периода  до полутора минут не развивалось  вообще.

Утомление у  инфузорий возникало при частом сигнале через 3 – 4 часа, причем было выяснено, что происходило истощение  ресурсов животного, и выработалась приспособительная реакция, которая  была направлена на то, чтобы экономить  жизненные ресурсы организма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Хрестоматия по  зоопсихологии и  сравнительной психологии. Под ред. Н.Н.  Мешковой, Е.Ю. Федорович, М., Российское психологическое общество, 1997 год. 

3. Фабри К.Э. "Основы  зоопсихологии", М., издательство московского  университета, 1976 год.

Информация о работе Зоопсихология