Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:51, реферат
Основная форма развития индивидных свойств - онтогенетическая эволюция. По мере развертывания онтогенеза усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида - через механизмы экстерио- и интериоризации.
Анализ становления основных видов деятельности в онтогенезе показал, что первичной деятельностью ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком мира, осуществляемого посредством сенсорно-перцептивных и вербально-логических систем.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Знания о закономерностях формирования и развития трудоспособности человека в онтогенезе – условие реализации компетентного подхода в образовании…………….5
1.1. Труд как фактор исторического развития человека…………………………………...5
1.2. Труд как вид деятельности……………………………………………………………..6
1.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта……………………………………………………………………………………...9
1.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда……………..10
Заключение………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………………………15
Данная методика, обозначенная Е. А. Климовым как «Дифференцированная оценка структуры труда», успешно исполъзовалась в совершенствовании индивидуальной программы профессиональной доподготовки учителей английского языка, в изучении психологической структуры труда рабочих при введении организационных изменений — новых условий контроля качества продукции (Леонтьева И.Г.); исследовании начального этапа онтогенеза человека как субъекта труда (Тютюнник В. И.).
1.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда
При определении этих стадий можно следовать двум вариантам рассуждений: ориентироваться на принятую в возрастной психологии периодизацию по хронологическому возрасту или выделить качественные стадии профессионального развития, типичныe для большинства людей в процессе освоения одной профессии. Далее необходимо рассмотреть, в чем состоят психологические проблемы, типичные для каждой стадии и возрастного этапа жизни человека как субъекта труда.
Согласно
Международной классификации вы
Е.А.Климов рассматривает профессиональное развитие Человека, выделяя три хронологических периода:
1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 — 12 лет, здесь выделяются стадии раннего детства, или предигры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста от 7 —8 до 11—12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца Начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать
2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, которые принимают лиц, закончивших 9 классов общеобразовательной школы;
3) период собственно
профессионального развития (19 — 60 лет),
Маркова А. К. и Бодров В. А. выделяют еще
один период — послепрофессионализм
(период спада после выхода на пенсию).
Кроме того, А.К.Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм)
как уровень профессионального развития
субъекта труда, при котором субъект, несмотря
на значительный стаж работы в профессии,
допускает грубые ошибки, брак проявляет
безнравственное отношение к делу, коллегам,
не владеет профессионально успешными
способами приспособления труду. Итак, профессионализмом называется
один из периодов профессионального развития
человека как субъекта труда, в течение
которого он, самостоятельно работая,
достигает вершин в своей работе, успешно
преодолевая периоды спадов, трудностей.
С одной стороны, термином «квалификация» обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация — характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Итак, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.
Слово «компетентность» — производное от «компетенции» — области обязанностей, возложенных на данного работника. Последний в разной мере может быть готов успешно справляться с этими обязанностями. Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей.
А.К.Маркова выделяет следующие виды компетентности:
1) специальная (профессиональная) компетентность — умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;
2) социальная компетентность — владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;
3) личностная и индивидуальная компетентность — владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (уверенность в себе, оптимизм и пр.).
Заключение
В дошкольной педагогике и детской психологии, впрочем, до недавнего времени, были распространены представления, что все действия ребенка суть феномены игровой деятельности, которая исторически порождена трудом, онтогенетически есть подготовка к учению и труду, но сама решительно несовместима с трудом.
В раннем детстве и дошкольном возрасте движения опредмечиваются, становятся человеческими действиями с их речевой (второсигнальной) регуляцией и ориентировкой на исторически сложившиеся социальные эталоны, но лишь якобы постольку, поскольку они включены в игровую деятельность. Не требует доказательств положение об особой формирующей роли игры в психическом развитии ребенка. Однако эта роль не может и не должна маскировать процесс реальной жизни ребенка, который осуществляется не посредством игры, а трудовых действий, хотя и весьма элементарных. Без этих действий ребенок практически не может удовлетворить ни одну из своих потребностей, разумеется, с того момента, когда взрослые прекращают кормить его с ложечки.
Всех действий так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.
Пренебрежительное
отношение педагогики и
Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз и этапов, которым соответствует и глубокое изменение в структуре индивидуального сознания. Но человек как субъект труда, разумеется, развивается и как субъект познания и общения. В единую систему выстраивается вся многообразная цепь вторичных видов деятельности, своего рода синтезов труда и познания, познания и общения, общения и труда. К таким вторичным видам деятельности следует отнести игру и учение, которые не отмирают со зрелостью человека, а продолжают развиваться в новых условиях. Эффектами конвергенции основных видов деятельности человека в процессе его индивидуального развития являются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность человека, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Список использованной литературы