Знания о закономерностях формирования и развития трудоспособности человека в онтогенезе – условие реализации компетентного подхода в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

Основная форма развития индивидных свойств - онтогенетическая эволюция. По мере развертывания онтогенеза усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида - через механизмы экстерио- и интериоризации.
Анализ становления основных видов деятельности в онтогенезе показал, что первичной деятельностью ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком мира, осуществляемого посредством сенсорно-перцептивных и вербально-логических систем.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Знания о закономерностях формирования и развития трудоспособности человека в онтогенезе – условие реализации компетентного подхода в образовании…………….5
1.1. Труд как фактор исторического развития человека…………………………………...5
1.2. Труд как вид деятельности……………………………………………………………..6
1.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта……………………………………………………………………………………...9
1.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда……………..10
Заключение………………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Данная методика, обозначенная Е. А. Климовым как «Дифференцированная оценка структуры труда», успешно исполъзовалась в совершенствовании индивидуальной программы профессиональной доподготовки учителей английского языка, в изучении психологической структуры труда рабочих при введении организационных изменений — новых условий контроля качества продукции (Леонтьева И.Г.); исследовании начального этапа онтогенеза человека как субъекта труда (Тютюнник В. И.).

1.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда

При определении  этих стадий можно следовать двум вариантам рассуждений: ориентироваться на принятую в возрастной психологии периодизацию по хронологическому возрасту или выделить качественные стадии профессионального развития, типичныe для большинства людей в процессе освоения одной профессии. Далее необходимо рассмотреть, в чем состоят психологические проблемы, типичные для каждой стадии и возрастного этапа жизни человека как субъекта труда.

Согласно  Международной классификации выделяются следующие возрастные периоды:

  • младенчество (от рождения до 2 лет);
  • раннее детство (от 2 до 6 лет);
  • среднее детство (от 6 до 12 лет);
  • подростковый возраст (от 12 до 15 лет);
  • юность (от 15 до 19 лет);
  • ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
  • средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
  • поздняя взрослость и старость (от 60 лет и далее) (Акмеология, 2002, с. 261).

Е.А.Климов рассматривает  профессиональное развитие Человека, выделяя три хронологических периода:

1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 — 12 лет, здесь выделяются стадии раннего детства, или предигры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста от 7 —8 до 11—12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений — умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца Начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать

2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, которые принимают лиц, закончивших 9 классов общеобразовательной школы;

3) период собственно профессионального развития (19 — 60 лет), 
Маркова А. К. и Бодров В. А. выделяют еще один период — послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию). Кроме того, А.К.Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм) как уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак проявляет безнравственное отношение к делу, коллегам, не владеет профессионально успешными способами приспособления труду. Итак, профессионализмом называется один из периодов профессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей работе, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей.

С одной стороны, термином «квалификация» обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация — характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Итак, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.

Слово «компетентность» — производное от «компетенции» — области обязанностей, возложенных на данного работника. Последний в разной мере может быть готов успешно справляться с этими обязанностями. Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей.

А.К.Маркова  выделяет следующие виды компетентности:

1) специальная (профессиональная) компетентность — умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;

2) социальная компетентность — владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;

3) личностная и индивидуальная компетентность — владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (уверенность в себе, оптимизм и пр.).

 

 

Заключение

 

В дошкольной педагогике и детской психологии, впрочем, до недавнего времени, были распространены представления, что все действия ребенка суть феномены игровой деятельности, которая исторически порождена трудом, онтогенетически есть подготовка к учению и труду, но сама решительно несовместима с трудом.

 В раннем детстве  и дошкольном возрасте движения опредмечиваются, становятся человеческими действиями с их речевой (второсигнальной) регуляцией и ориентировкой на исторически сложившиеся социальные эталоны, но лишь якобы постольку, поскольку они включены в игровую деятельность. Не требует доказательств положение об особой формирующей роли игры в психическом развитии ребенка. Однако эта роль не может и не должна маскировать процесс реальной жизни ребенка, который осуществляется не посредством игры, а трудовых действий, хотя и весьма элементарных. Без этих действий ребенок практически не может удовлетворить ни одну из своих потребностей, разумеется, с того момента, когда взрослые прекращают кормить его с ложечки.

 Всех действий так называемого самообслуживания (кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.

 Пренебрежительное  отношение педагогики и психологии  к этой стороне жизни ребенка  основано на глубоко ошибочной  посылке о «техническом» значении  таких действий, якобы не оказывающих  влияния на психическое развитие  детей.

 Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз и этапов, которым соответствует и глубокое изменение в структуре индивидуального сознания. Но человек как субъект труда, разумеется, развивается и как субъект познания и общения. В единую систему выстраивается вся многообразная цепь вторичных видов деятельности, своего рода синтезов труда и познания, познания и общения, общения и труда. К таким вторичным видам деятельности следует отнести игру и учение, которые не отмирают со зрелостью человека, а продолжают развиваться в новых условиях. Эффектами конвергенции основных видов деятельности человека в процессе его индивидуального развития являются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность человека, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/Под ред. Е. А. Климова. М.: «Академия», 2004. — 384 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов. Питер – 2011. – 544 с.
  3. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Уч. пособие. — М., 2003.
  4. Фукин А. И. Психология конвейерного труда. — М., 2003.
  5. Шульц Д., Шулъц С. Психология и работа. — 8-е изд. — М.; СПб., 2003.
  6. Гриженко Е.М. Психология. Учебник./под ред. А.А.Крылова - М.: ПБОЮЛ, 2002г.-584 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006.-713с.
  8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология, изд.4.- Рост/Н-Дону, Феникс, 2006, - 542 с.

 

 




Информация о работе Знания о закономерностях формирования и развития трудоспособности человека в онтогенезе – условие реализации компетентного подхода в