Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:58, реферат
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
. Обонятельные ощущения – это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Их тоже относят к дистантным ощущениям. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выпадающей части тела.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.
Специальных вибрационных
рецепторов у человека не обнаружено.
В настоящее время считают, что
отражать вибрации внешней и внутренней
среды могут все ткани
. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст.
Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького. Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка.
При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пересыщении – понижается. На вкусовую потребность и аппетит влияет обстановка, в которой принимается пища, и сервировка стола.
. Кожные ощущения – это наиболее широко представленный вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.
Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.
Если прикоснуться
к поверхности тела, затем надавить
на него, то давление может вызвать
болевое ощущение. Рецепторные окончания
болевой чувствительности расположены
под кожей, глубже, чем тактильные
рецепторы, причем в местах сосредоточения
большого количества тактильных рецепторов
болевых рецепторов меньше. Таким образом,
тактильная чувствительность дает знания
о качестве предмета, а болевые ощущения
сигнализируют организму о необходимости
отдалиться от раздражителя и имеют ярко
выраженный эмоциональный тон. В болевых
ощущениях отражаются интенсивность раздражителя,
его качества (колющая, режущая, жгучая
боль), место воздействия. Третий вид кожной
чувствительности – температурные ощущения,
связан с регулированием теплообмена
между организмом и окружающей средой.
Распределение тепловых и холодовых рецепторов
на коже неравномерно.
Наиболее чувствительна к холоду спина,
наименее грудь.
3. Влияние ощущений на психологию личности
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.
Личность – это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.
Индивидуальность
– это индивидуальные и личностные
свойства человека, такое их сочетание,
которое данного человека отличает
друг от друга.
Личность - это прижизненно формирующаяся
индивидуально своеобразная совокупность
психофизиологических систем - черт личности,
которыми определяются своеобразное для
данного человека мышление и поведение.
Исследователи выделяют важное значение
ощущений в развитии личности.
Трудно представить себе личность, у которой
они отсутствуют или даже невозможно.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.
Способности –
это то, что не сводится к знаниям,
умениям и навыкам, но обеспечивает
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
Здесь скажем, что ощущения играют главную
роль.
Приобретение и закрепление знаний, умений,
навыков осуществляется через все органы
чувств, в зависимости от рода деятельности.
Например, скульптор по роду своей деятельности
приобретает и закрепляет способности
через осязание, зрение; человек имеющий
способности к иностранным языкам совершенствует
свои способности через слуховые и зрительные
ощущения.
Темпераментом – называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Темперамент выступает
как бы связывающим звеном между
организмом, личностью и познавательными
процессами. Темперамент разделяется
на сангвинический, меланхолический, холерический
и флегматический.
Психофизиологическая оценка темперамента
включает в себя четыре компонента: выносливость,
пластичность, скорость и эмоциональность
(чувствительность). У человека складывается
и развивается определенная линия психического
поведения под воздействием той информации,
которая поступает из внешней среды к
индивиду через познавательные процессы.
Ощущения при этом играют не последнюю
роль, так как прежде чем организм человека
обрабатывает полученную информацию,
на основе которой формируется его психофизическое
поведение, эта информация каким-то образом
должна поступить в организм.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых.
Воля – это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.
Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Ощущения и
эмоции это взаимосвязанные явления
эмоциональной сферы личности. Эмоции
человека возникают вследствие деятельности
органов чувств: зрение, слух, обоняние,
осязание и т.д. Например, человек увидел
и услышал, что к нему плохо относятся
(увидел хмурый (веселый) взгляд другого
человека, услышал о себе плохой (хороший)
отзыв) и у него поднялось (или наоборот
испортилось) настроение, т.е. проявились
соответствующие эмоции.
Также кожные ощущения влияют на проявление
эмоций, например, ребенок упал, поранился,
ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла
и ребенок успокоился.
Список использованной
литературы
1. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология:
Учебник для индустр. - пед. техникумов.
– М.: Высш.шк., 1989.
2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации
у человека. Введение в психологию. – М.,
1974.
3. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие.
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов
высших, педагогических, учебных, заведений.
В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. –
М.:
Просвещение: Владос,
1994. – 576с.
5. Общая психология под редакцией В. В.
Богословского и других. М.
Просвещение 1981.
6. Петровский А. В. Введение в психологию.
Москва 1995.
7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко
В. М., Залесов Г.
М., Андрюшина Т. В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М.
Николаенко. –
М.: ИНФРА-М;
8. Психология и педагогика. Учеб. пособие
для вузов. Составитель и ответственный
редактор Радугин А. А. Научный редактор
Кротков Е. А.