Значение ощущений в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:58, реферат

Краткое описание

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Файлы: 1 файл

Ощущения.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

. Обонятельные ощущения – это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Их тоже относят к дистантным ощущениям. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выпадающей части тела.

  Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что  отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезненные явления.

. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст.

Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького. Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка.

При голодании  вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пересыщении  – понижается. На вкусовую потребность  и аппетит влияет обстановка, в  которой принимается пища, и сервировка стола.

. Кожные ощущения – это наиболее широко представленный вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать  болевое ощущение. Рецепторные окончания  болевой чувствительности расположены  под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах сосредоточения большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качестве предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. В болевых ощущениях отражаются интенсивность раздражителя, его качества (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия. Третий вид кожной чувствительности – температурные ощущения, связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. 
Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. 
Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь.
 

3. Влияние ощущений  на психологию  личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

Личность –  это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.

Индивидуальность  – это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. 
Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. 
Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. 
Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.

Рассмотрим структуру  личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

Способности –  это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль. 
Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

Темпераментом – называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент выступает  как бы связывающим звеном между  организмом, личностью и познавательными  процессами. Темперамент разделяется  на сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. 
Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность 
(чувствительность). У человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. 
Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна поступить в организм.

Характер –  это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых.

Воля – это  настойчивость человека в осуществлении  начатых поведенческих актов, в  преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе  этого процесса. Далее человек  перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.

Эмоции –  особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Ощущения и  эмоции это взаимосвязанные явления  эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. 
Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 
1. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989. 
2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974. 
3. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. 
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.:

Просвещение: Владос, 1994. – 576с. 
5. Общая психология под редакцией В. В. Богословского и других. М.

Просвещение 1981. 
6. Петровский А. В. Введение в психологию. Москва 1995. 
7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В. М., Залесов Г.

М., Андрюшина  Т. В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М.

Николаенко. –  М.: ИНФРА-М; 
8. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А.

Информация о работе Значение ощущений в жизни человека