Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:24, статья
Понятие “жизненная роль” нашло своё отражение во многих научных концепциях. Например, трактовка жизни как театра D. Brissett & C. Edgley. Концепция психотеатра как способа самотрансформации личности R. D. Allen & N. Krebs. Трансактный анализ Э. Берна. Психодрама Дж. Морено.
Категория “жизнь” в контексте социальной психологии личности понимается как тотальное переживание человеком своего бытия.
Понятие “жизненная роль” нашло своё отражение во многих научных концепциях. Например, трактовка жизни как театра D. Brissett & C. Edgley. Концепция психотеатра как способа самотрансформации личности R. D. Allen & N. Krebs. Трансактный анализ Э. Берна. Психодрама Дж. Морено.
Категория
“жизнь” в контексте социальной
психологии личности понимается как
тотальное переживание
Оно определяется следующими характеристиками:
Стиль жизни – индивидуальные особенности осуществления жизненного пути.
Способ жизни – характер и мера включённости индивида в типичные формы взаимодействия с обществом (wellness: характер включенности - индустрия красоты, мера включённости - регулярно).
Различия между первым и вторым могут быть обозначены с помощью критерия группировки: если рассматриваемая особенность может быть основанием для объединения в клуб, общественную организацию, то это «способ жизни», если клуб или общественная организация с таким названием будет звучать нелепо, то это стиль жизни. Так Fitness club звучит вполне пристойно, а организация поленезависимых или клуб адаптеров – нелепо.
Смысл жизни – целостное представление про собственное предназначение, высшую цель, фундаментальные основания собственной жизни).
Жизненные цели – идеальное представление о значимом желаемом будущем .
Жизненная перспектива – осознанная и структурированная личностью картина вероятного будущего.
Жизненная стратегия – модель регуляции деятельности, направленной на достижение жизненной цели.
Жизненный сценарий – упорядоченная совокупность жизненных стратегий.
Смысл жизни полностью определяет жизненные цели и частично определяет жизненную перспективу. Чем выше интернальность личности, тем больше будет площадь пересечения круга “жизненные цели” и круга “жизненная перспектива” .
Упражнение.
Диагностика интернальности/
Подумайте
насколько условия среды
Жизненная
перспектива влияет на жизненные
цели, делая последние более
Область пересечения этих областей и есть жизненный сценарий – совокупность стратегий упорядочивается перспективой.
Жизненный
сценарий обуславливает жизненную
активность, направленную на достижение
жизненных целей и
Практическое следствие.
Психологический запрос может касаться стиля жизни (напр., “хронически опаздываю”), способа жизни (напр., не могу заставить себя заняться спортом) или стратегии жизни (напр., хочу поменять работу, но не знаю, чем заняться). Такого рода проблемы обусловлены жизенным сценарием, изучать который следут, начиная с обсуждения целей и перспектив, а в некоторых случаях даже с вопроса о смысле жизни.
Жизненный активность приводит к кристализации ролей, которые можно разделить на две группы: социальные (ситуативные и константные) и личностные (межличностные и внутриличностные).
Такое деление чисто условно. Так, например, Пассажир Этого Конкретного Автобуса – роль ситуативная, то есть зашёл и вышел. Но стоит нам рассмотреть езду в транспорте как ежедневную деятельность, роль Пассажира Автобуса приобретает характеристики константной роли, что порождает различия в активности: сравни, “я никогда больше не сяду в машину к этому водителю” или “я никогда больше не буду пользоваться общественным транспортом”.
Роль супруга константна, что предусматривает терпение, заинтересованность, заботу и т.п. Восприятие этой роли как ситуативной (“могу расстаться в любой момент”), сводит подобные усилия до минимума и заставляет искать “несовместимость характеров”.
1. Социальными ситуативными называют такие роли, которые полностью ограничены конкретной будничной ситуацией, то есть возникают и завершаются в её пределах.
Как я уже отмечала, актуальность роли может выходить за рамки ситуации. Если актуальность роли (вторичная выгода) выходит за рамки ситуации, она становится частью жизненного сценария. Примеры: ситуационная роль «Больной» перерастает в сценарии «Сирый и убогий» (мужской вариант) или «Только маме не говорите, к неё больное сердце» (женский вариант, см. Х. Картасар «Здоровье больных»); ситуационная роль «Участник тренинга личностного роста» перерастает в сценарий «Пока не готов, прохожу тренинг».
2. Социальными константными (или груповыми) традиционно называют роли, которые связаны не только с социальной ситуацией, но и с социальной группой, и местом в ней. Однако такое определение на самом деле не отличает константную роль от ситуационной. Так пассажир автобуса “связан” и с автобусом, и с группой (другие пассажиры + водитель), и занимает опрделенное место в ней (стоячие или сидячее). Поэтому главное отличие групповой роли заключается в наличии константных предписаний. Так православный христианин должен чтить своих родителей всегда, а от пассажиров автобуса ждут взаимной вежливости только на время езды в автобусе. Пионер – всем пример!
3. Межличностной называют предметную, авторскую и пристрастную роль, суммирующую интеракции с конкретным партнёром. Мама, друг, жена... – межличностные роли; Домашний Тиран, Василиса Премудрая, Жилетка – межличностные суброли (роли внутри ролей). Я полагаю, что чем многообразнее и сознательнее суброли, тем крепче отношения. Если определять межличностную роль через противопоставление социальной, то следует особенно подчеркнуть момент выбора партнёра по роли, межличностную активность и особую пристрастность. В том смысле, что роль групповая безусловно также подразумевает интеракции, но они в большинстве случаев малопристрастны и множественны. В том случае, когда пристрастность групповой роли очевидна, имеет место проекция межличностной роли. Например, на отношения учитель/ученики проецируются отношения мама/дети и тогда возможна и Курочка-наседка и Злая Мачеха.
4. Внутриличностными называются роли задающие направленность и характер самосубъктных отношений. Самоед, Саботажник, Биофил. Последний пример подразумевает, что если человек любит жизнь во всех её проявлениях, то он любит и себя как проявление жизни во всех своих проявлениях. Межличностную роль от внутриличностной отличает наличие зрительного зала, психологическое влияние на Другого.
|
Жизненный сценарий определён личностными ролями.
Межличностные
роли, благодаря подыгрывающим
Появление и отмирание ролей – естественный жизненный цикл, однако он редко бывает “правильным”, как и положено “естественному жизненному процессу”. Так, некоторые роли могут формироваться нелегко и с запозданием. Для современного общества характерна такая “аномалия”: женщина к годам 20-25 готова родить ребёнка и делает это, а к созданию семьи готова к годам 30-35 и делает это. Некоторые роли, наоброт, слишком живучи и не отмирают в положенное время. Например, роль “сосунка”, роль “подростка”. То же может относиться не только к возростным ролям. Вовремя не отмирают роль “ученика”, роль “мастера”...
Если другие роли оказываются релевантными возрасту и ситуации, то они вступают в конфликт с “неправильными” ролями, который носит название “жизненный кризис личности” (теория Т. Титаренко).
Мы
постановили на том, что ролей
может быть много, что они должны
дружить между собой, чтобы не
вызвать конфликт. Многообразие способов
вхождения в социум увеличивает
количество обязательных и “обязательных”
ролей, пропорционально этому
Перечислим их
1. Ролевая недостаточность – недостаток количества и/или качества ролей.
Бывает в двух формах:
а)
первичная ролевая
б)
вторичная ролевая
2. Ролевой инфантилизм – несоответствие роли биологическому возрасту или инфантильное исполнение своевременной роли. Пример, несоответствия роли биологическому возрасту: взрослый мужчина играет роль подростка в дружеских отношениях (не уважают, но не просят о помощи, а если просят, то не особенно рассчитывают, а, значит, и не обижаются). Пример инфантильного исполнения своевременной роли: если роль начальника не удаётся, то от поста не отказываются, а играют роль своего парня (собутыльника), перекладывая ответственность на серого кардинала (родительская фигура – скорее всего, отец).
3. Ролевая девиация – функциональное отклонение роли от моральных стандартов и ожиданий, обусловленных традицией. Если изменения в обществе происходят в направлении сближения с девиацией, то последняя ретроспективно (иногда посмертно) называется прогрессивной. Например, self made woman. Стиль в живописи. Поздние браки. Если с течением времени прогрессивное значение девиации не обнаруживается, их рассматривают как ролевые дисгармонии, однако при этом толерантность общества по отношению к ним растёт, если не вследствие цивилизованности, то, хотя бы, по причине привыкания. Например, гомосексуализм, разводы, аборты.
4. Ролевой конфликт – ролевой диссонанс, вызывающий дискомфорт у одного или обоих участников ролевого взаимодействия. Причины ролевого конфликта:
Коррекция ролевых дисгармоний.
Горностай предлагает использовать приём антироли из репертуара психодрамы. Антироль включает в себя паттерны поведения, которые не свойственны человеку. Причины избегания: неуверенность в себе, снобизм и ханжество.
Проигрывание антироли позволяет разблокировать ролевую энергию. То есть приём антироли является катартическим.