Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 05:40, доклад
В возрасте 2-4 лет у будущего физика Льва Ландау на личностном уровне была сформирована положительная социально-психологическая установка – на раскрытие всех своих творческих способностей, что и позволило ему стать великим физиком.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ"
Вершинина Екатерина Андреевна
(гр. 101-А, очно-заочная ф. об.)
Зависимость социально-психологических установок Л.Д.Ландау на личностном уровне от характера протекания детства и юности.
Проверил:
доктор филологических наук,
профессор А.В. Пузырёв
г.Орехово-Зуево
2015г
Лев Давидович Ландау
(22 января 1908 года- 1 апреля 1968)
Уровень 2 (личностный)
ВЫБОР
Раскрываться.
Самораскрытие «Я в порядке»
Осознание
важности места в мире
Уверенность
Творчество
Имеющиеся сведения позволяют предположить, что у Л.Д. Ландау в возрасте 2-4 лет была сформирована на личностном уровне социально-психологическая установка «раскрываться», то есть раскрывать и развивать свой потенциал. Проявлением этой психологической установки стало формирование таких качеств, как осознание важности места в мире, творчество, уверенность, а также самоуничижение.
Имеющиеся сведения позволяют предположить, что у Л.Д. Ландау в возрасте 2-4 лет сформировал психологическую установку на осознание важности места в мире. На мой взгляд, о данной психологической установке свидетельствует тот факт, что Лев Ландау был желанным ребенком и жил в семье, где его окружала любовь.
< Родители Левиньки познакомились в Петербурге. В начале века красивая студентка-медичка Любовь Вениаминовна Гаркави проходила практику в клинике Петербургского университета. Однажды она принимала роды у молодой женщины. Роженицу звали Мария Таубе . Ее навещал брат Давид Ландау. Он влюбился в практикантку и сумел добиться взаимности. Они поженились. >
О формировании данной установки также свидетельствуют следующие факты:
< Супруги Ландау уделяли много внимания воспитанию детей: в доме жила гувернантка-француженка мадемуазель Марп, приходили учителя музыки, ритмики и рисования. Мать научила детей читать и писать. >
Таким образом, психологическая установка на осознание важности места в мире заложена в ребенке благодаря полученной с самого рождения от родителей любви, заботы и внимания.
Более поздний биографический материал позволяет увидеть, что такая установка была сформирована. Она проявилась в его стремлении самостоятельно принимать решения:
< А Левина парта чаще пустует. Занимается он больше для собственного удовольствия и чаще всего арифметикой. Все остальное выполняет быстро, лишь бы отделаться и приняться за свои числа. Давид Львоич не переставал удивляться, до чего же быстро мальчик усвоил четыре арифметических действия. Даже гулять Льва выпроваживали насильно. Но что это за гулянье! Заберется в сарай на черном дворе, найдет какую-нибудь доску и давай писать на ней цифры. Думает, родители не знают про его убежище, а мать просто виду не подает, что ей все известно. Этот малыш заставляет уважать себя. Даже мальчишки во дворе относятся к нему сочувственно: предводитель ватаги Ашот дал приказ - Левку с третьего этажа не бить, потому что он не фискал и не зануда. >
Имеющиеся факты позволяют предполагать, что у Льва Ландау также была сформирована психологическая установка на творчество. Об этом позволяют судить следующие факты:
< В городском саду Баку крошечный мальчик пишет на дорожках длинный- предлинный ряд цифр, потом идет вдоль написанного и говорит ответ. Занят он обыкновенным сложением и вычитанием, но для него это самая интересная игра. По цифрам на песке его и находит мама, берет за руку и ведет домой. Математику четыре с половиной года. Он очень хорош: глаза огромные, ясные, умные, приветливые. >
Более поздние факты его биографии подтверждают это:
< - Какой же у тебя ответ? Ландау сказал. Ну так решай второй вариант. Решил. Иди к доске. Знакомство состоялось. Теперь уже никому в голову не приходило подшучивать над возрастом Левиньки. Какие там шутки, когда он решал контрольные чуть ли не всему классу! Близких друзей у Левы в это время не было и не могло быть: его одноклассники были намного старше. Зато подобралась хорошая компания: Соня и Лева Ландау, Ваня Моргулов, Боря Лейбзон, Тема Левитина. >
< "Когда я познакомился с общей теорией относительности Эйнштейна, я был потрясен её красотой. Статьи Гейзенберга и Шрёдингера привели меня в восхищение. Никогда раньше я с такой ясностью не ощущал мощь человеческого гения". >
В дальнейшем все его творческие начала только усиливалсь:
< Читал потрясающе, жестикулируя не только руками, но и губами. Это был монолог одного актера и, одновременно, гениального лектора. >
Имеющиеся сведения позволяют предположить, что у Л.Д. Ландау в возрасте 2-4 лет сформировал психологическую установку на уверенность, которая проявлялась в его феноменальной памяти, манере разговаривать, язвить и в упрямстве:
< Он был очень не ординарным и упрямым ребенком, в силу чего его называли «мальчик-наоборот». При этом всегда отличался врожденным остроумием и резкостью в высказываниях. Именно «острое словцо» являлось причиной многих проблем Ландау, в детстве — с учителями, позднее — с руководством институтов, в которых работал. >
< Любовь Вениаминовна рано заметила необыкновенные способности сына и упорство, граничащее с упрямством. Правда, разумными доводами его почти всегда удавалось переубедить, по не все же можно доказать, как теорему. Однажды Лев чуть не заболел от огорчения, когда ему без его согласия поставили термометр. Не хочу, чтоб термометр стоял! - сквозь слезы кричал мальчик. Но ведь он уже не стоит,- успокаивала его мама. -Хочу, чтоб и раньше не стоял, - рыдал сын. Порой ее пугала его одержимость: он ничего на свете не хотел знать, кроме чисел >
< В Ландау поразительным образом сочетались молниеносная быстрота ума с глубокой образованностью, осведомленностью, энциклопедичными знаниями и универсализмом. Ландау знал все, потому что его интересовало все... Главное оружие Ландау — его логика. Она ярко демонстрировала его необыкновенную научную интуицию и силу научного воображения. Машина легендарной, железной логики, как и счетно-вычислительная машина, была самой природой запрограммирована в клетках мозга физика Ландау. Процесс его научного мышления не требовал никаких научных пособий: литературы, справочников, логарифмических линеек и таблиц. Эта виртуозность и изобретательность в применении орудий своего труда вызывали удивление у тех, кто мог в достаточной степени все это понять и оценить. Огромный творческий потенциал, широчайший диапазон интересов, универсализм роднят Ландау с великими людьми эпохи Возрождения» >
Имеющиеся сведения позволяют предположить, что у Л.Д. Ландау в возрасте 2-4 лет сформировал психологическую установку на самоуничижение. Проявление этой установки наблюдается в более позднем возрасте и выражалось в желании покончить жизнь самоубийством из-за постоянного давления матери.
< Мать боялась, что сын вырастет лодырем, и из чисто педагогических соображений допекала Льва разговорами о том, что ничего путного из него не выйдет, что кто ничего не делает, тот паразит - живет трудами других. "Одних способностей мало. Если не трудиться, они заглохнут, и человек превратится в полнейшее ничтожество," без конца повторяла она. Любовь Вениаминовна хотела задеть самолюбие сына, но, по- видимому, зашла слишком далеко. Злополучная педагогика чуть не привела к трагедии, потому что в тринадцать лет Лев решил покончить жизнь самоубийством. Он уже обдумывал, каким способом проще это сделать, но, к счастью, родители приняли решение определить его вместе с сестрой Соней и кузиной Темой в коммерческое училище, и это отвлекло его от грустных мыслей. >
Отец тоже всячески давил на сына, в результате чего их отношения испортились:
< "Если бы мой отец меньше в меня въедался, у нас были бы более дружеские отношения. Именно потому, что меня так мучили в детстве, я предоставлю своему сыну полную свободу. Немного подрастёт, проявятся его наклонности. Очень важно, чтобы они не были навязаны родительским мнением. Свою профессию, свою специальность человек должен любить. Без этого он никогда не будет счастлив, не будет с наслаждением трудиться. В противном случае его ждет жалкая участь". >
Однако Ландау нашел для себя выход в чтении книг:
< Лев читал много, но не проглатывал бездумно книгу за книгой. От матери мальчик унаследовал чутье ко всему прекрасному. Он воспитывался на лучших образцах классической литературы. Она сделалась частью его жизни. Лев был без ума от поэзии, поэзия стала его стихией. Прочтет несколько раз понравившееся место - без запинки повторяет наизусть. Это помогло ему развить память, что очень пригодилось в дальнейшей работе. Любимым поэтом Льва в те годы был Некрасов. Трагически пережитый переломный возраст, мысли о своей неполноценности - все, что чуть не привело мальчика к гибели, отразилось в его страсти к поэту несчастных и обездоленных. Вековые страдания народа ранили сердце. Он переживал стихи Некрасова, не читал, а именно переживал их. >
Подросток хотел избавиться от недостатков: робости, застенчивости, лени, поэтому он искал и у окружавших его людей, и главным образом в книгах ответы на те проблемы, которые он перед собой поставил. Оп всегда считал себя революционером, и он, безусловно, им был. Революционная сущность мировоззрения Ландау особенно проявилась в его лекциях и книгах. Только революционеру могут принадлежать такие, к примеру, слова:
<"Сейчас читателю, может быть, трудно почувствовать революционность открытия Коперника, трудно представить себе, что, отстаивая справедливость его идей, Джордано Бруно пошел на костер, а Галилей терпел унижение и ссылку. В чем же подвиг гения Коперника? Почему открытие вращения Земли можно ставить в один ряд с идеями человеческой справедливости, за которые передовые люди были способны отдать жизнь?..>
Делая вывод
из всего сказанного, можно утверждать,
что в возрасте 2-4 лет у будущего
физика Льва Ландау на
Цитируемая литература
Горобец Б.С. Г 67 Круг Ландау. — М.; СПб.: «Летний сад», 2006. — 656 с.
Ландау К.Т. Г 71 Академик Ландау. Как мы жили. — М.; СПб.: «Вагриус», 2002—278с.