Закономерности воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:27, реферат

Краткое описание

Сущность, система и содержание принципов воспитания, и их значение в воспитательном процессе. Педагогическая характеристика принципов воспитания и пути их эффективной реализации в воспитательной работе.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     2.2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

   Этот  принцип был положен в основу организации работы советской школы с первых лет ее существования. Руководствуясь этим принципом, советская школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первых лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.

   Принцип связи воспитания с жизнью требует  постоянного обновления содержания и организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительству нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке воспитательной  работы молодежь включается в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности  учащихся.

Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

     1. Следует преодолевать абстрактность  и догматизм в социальном и  трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной  и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

     2. Воспитатель, согласуя свои действия  с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в  общественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время каникул.

     3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

     4. Реализация принципа требует  широкого использования на уроках  и во внеклассной воспитательной  работе местного краеведческого материала.

     5. Участвуя наравне со взрослыми  в решении жизненно важных  вопросов, школьники приучаются  нести ответственность за принятые  решения, у них быстрее и  успешнее формируются  гражданские  качества.

     Успешно осуществлять принцип связи  воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

     Воспитательный  процесс должен быть построен таким  образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

     Например, можно привлечь учащихся к посадке  зеленых насаждений. Во-первых им будет  приятно участвовать в общественно  значимо деле, во-вторых, у них  появится чувство удовлетворенности своим трудом. В результате проделанной работы они ощутят свою полезность. В итоге, у ребят появится понимание роли труда в достижении благополучия общества.

2.3. Воспитание в коллективе, через коллектив.

   Сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

   Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию  совместной  деятельности  детей  для   достижения общественно значимых целей, а также на формирование собственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных целях.10

     Принцип воспитания в коллективе и через  коллектив утверждает новый подход к пониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжает бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и воспитательный процесс представляется в том случае только как процесс тренировки.  Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советская педагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельными воспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное  внимание  каждому  отдельному ученику.11

     К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он попадает в такой коллектив, в котором  это качество осуждается, то этот ученик по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

     2.4. Опора на положительное.

     Если  в своем воспитаннике вы выявите  хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее  в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением  держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

     Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении  школьников. Мастера воспитания действуют  как раз наоборот — выявляют и  поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.  Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

     Если, например, у ученика плохая успеваемость, но при этом он любит рисовать, то воспитатель должен использовать это  качество как точку соприкосновении  для успешного взаимодействия с  ним. Акцентируя внимание на тех успехах, которые он достиг в любимом занятии, педагог может внушить воспитаннику, что таких же результатов он может добиться и в других областях.

     Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

     Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.12

     2.5. Гумманизация воспитания.

     К принципу опоры на положительное  тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гумманизации. Он требует:

  1. Гуманного отношения к личности воспитанника;
  2. Уважения его прав и свобод;
  3. Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  4. Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  5. Уважения права человека быть самим собой;
  6. Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  7. Ненасильственного формирования требуемых качеств;
  8. Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  9. Признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). 

     Первая  статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними13.

     2.6. Личностный подход.

     Во  всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

     Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

  1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  2. Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  5. Максимально опирался на собственную активность личности;
  6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 

Информация о работе Закономерности воспитания