Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:27, реферат
Сущность, система и содержание принципов воспитания, и их значение в воспитательном процессе. Педагогическая характеристика принципов воспитания и пути их эффективной реализации в воспитательной работе.
Этот принцип был положен в основу организации работы советской школы с первых лет ее существования. Руководствуясь этим принципом, советская школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первых лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.
Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного обновления содержания и организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительству нового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самим вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановке воспитательной работы молодежь включается в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности учащихся.
Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1.
Следует преодолевать
2.
Воспитатель, согласуя свои
3.
Дети обычно стремятся к
4.
Реализация принципа требует
широкого использования на
5.
Участвуя наравне со взрослыми
в решении жизненно важных
вопросов, школьники приучаются
нести ответственность за
Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
Например,
можно привлечь учащихся к посадке
зеленых насаждений. Во-первых им будет
приятно участвовать в
Сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.
Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, а также на формирование собственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных целях.10
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к пониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжает бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и воспитательный процесс представляется в том случае только как процесс тренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советская педагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельными воспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.11
К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он попадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученик по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.
Если, например, у ученика плохая успеваемость, но при этом он любит рисовать, то воспитатель должен использовать это качество как точку соприкосновении для успешного взаимодействия с ним. Акцентируя внимание на тех успехах, которые он достиг в любимом занятии, педагог может внушить воспитаннику, что таких же результатов он может добиться и в других областях.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.12
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гумманизации. Он требует:
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними13.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
Принцип
личностного подхода в