Задачи психодиагностики в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей - это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.

Оглавление

Введение 3
Задачи школьной психодиагностики 6
Диагностика готовности к школе 11
Разработка проблемы в педагогике и психологии 11
Используемая литература 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 62.00 Кб (Скачать)

       "Идеальный"  результат такого подхода - как  бы определенная "оптимизация", или гармонизирующая коррекция  психологического склада ученика,  т.е. такое изменение личности, которое бы максимально приблизило  его к личностным особенностям идеального ученика. Именно для этого существуют коррекционные программы, психологические тренинги познавательных процессов, психолого-педагогические игры и прочее.

       Второй  и более простой способ решения  педагогической проблемы дифференцированного подхода - дефектологическая селекция - связан с отбором детей и организацией условий обучения, которые отличаются от "нормальных", но позволяют детям с отклонением от нормы, с нарушениями развития овладеть учебной программой. При таком способе решения проблемы результат достигается применением педагогических средств, а не психологических , как в первом случае.

       Третий  тип дифференцированного обучения предлагает ориентацию на индивидуальные учебные планы и методики обучения.

       Каждый  ребёнок - уникальная индивидуальность, поэтому в идеальном варианте он должен обучаться особым методом тому, чему он хочет и может научиться. В реальности же индивидуальный подход сводится к типологическому. Реализовать индивидуальный подход к каждому ученику в разнородном и многочисленном классе очень трудно. В лучшем случае учитель выделяет в классе 3-4 подгруппы учащихся по складу характера и стилю учебной деятельности. Только исключительно талантливые педагоги способны интуитивно соразмерять свои педагогические приёмы с индивидуальными характериологическими особенностями каждого учащегося. На помощь среднему добросовестному педагогу в этом вопросе должны прийти специальные простые методы экспертной оценки, позволяющие сориентироваться в индивидуальных особенностях учащихся и учесть их в своей педагогической практике. Но чаще всего индивидуальный подход ассоциируется с селективно-типологическим.

       При селективно-типологическим подходе  определяют способности и склонности детей, общий уровень развития и  подразделяют их на группы в соответствии с рекомендуемым профилем обучения. Типичным вариантом селективного подхода является отбор детей в классы с гуманитарным, физико-математическим и естественно-научным профилем обучения.

       Особая  психолого-педагогическая задача - обучение одаренных детей. Речь идёт о диагностике как общей одаренности (под этим подразумевается высокий уровень интеллекта и высокий уровень креативности), так и специальной одаренности: музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д.

       Одаренные дети требуют особых условий социализации и обучения, поэтому проблема ранней диагностики одаренности стоит очень остро. Большинство психодиагностических методик эффективно только при диагностике детей старше 6 лет. 

       Диагностика готовности к школе 

       Понятие "готовности к школе" закрепилось в нашей возрастной и педагогической психологии сравнотельно недавно. Это обусловлено появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь - с шести или семи лет, по трёх- или четырёхлетней программе обучения в младшей школе, а также относительная свобода школ в выборе программ обучения в начальной школе, равно как и в отборе детей. Это и сделало актуальной задачей разработки некоторых критериев, по которым для каждого ребёнка персонально должен был решаться вопрос, брать его в школу или нет, и если брать то по какой программе обучать. Для обозначения этого круга проблем и было введено общее понятие "готовности к школе".  

       Разработка  проблемы в педагогике и психологии 

       С самого начала в решеннии вопросов готовности к школе существовало два направления, внутри которых были представлены также весьма разнообразные , а иногда и противоположные точки зрения. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники этого подхода как при первом появлении этой проблемы, так и до настоящего времени  определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: читать, считать, писать, рассказывать стихи. Такой подход представляется непродуктивным  по крайней мере по двум причинам: во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, что не даёт никакой информации о том, по какой из программ начальной школы обучать их в дальнейшем.  Во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, такой подход оставляет за скобками весь спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием ребёнка, его соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком в младших классах.

       Понимание всех этих ограничений заставило  педагогов в скором времени обратиться за помощью психологов в решении  проблемы готовности детей 6-7 лет к  школьному обучению. Таким образом, сформировался другой подход к решению проблемы готовности детей к школе, который можно назвать -психологическим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       1. Основы психодиагностики /Под ред.А.Г.Шмелёва,  Ростов-на-Дону,1996год/

       2. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, изд-во Московского Университета,1987 г/

       3. Психологические и психофизиологические  особенности студентов /Под ред.  Н.М.Пейсахова, Казань,1977 г./

       4. Диагностика психического развития /Шварцара И.,Прага, 1978 г./

Информация о работе Задачи психодиагностики в образовании