Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:26, реферат
Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей - это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.
Введение 3
Задачи школьной психодиагностики 6
Диагностика готовности к школе 11
Разработка проблемы в педагогике и психологии 11
Используемая литература 13
"Идеальный"
результат такого подхода - как
бы определенная "оптимизация",
или гармонизирующая коррекция
психологического склада
Второй и более простой способ решения педагогической проблемы дифференцированного подхода - дефектологическая селекция - связан с отбором детей и организацией условий обучения, которые отличаются от "нормальных", но позволяют детям с отклонением от нормы, с нарушениями развития овладеть учебной программой. При таком способе решения проблемы результат достигается применением педагогических средств, а не психологических , как в первом случае.
Третий
тип дифференцированного
Каждый ребёнок - уникальная индивидуальность, поэтому в идеальном варианте он должен обучаться особым методом тому, чему он хочет и может научиться. В реальности же индивидуальный подход сводится к типологическому. Реализовать индивидуальный подход к каждому ученику в разнородном и многочисленном классе очень трудно. В лучшем случае учитель выделяет в классе 3-4 подгруппы учащихся по складу характера и стилю учебной деятельности. Только исключительно талантливые педагоги способны интуитивно соразмерять свои педагогические приёмы с индивидуальными характериологическими особенностями каждого учащегося. На помощь среднему добросовестному педагогу в этом вопросе должны прийти специальные простые методы экспертной оценки, позволяющие сориентироваться в индивидуальных особенностях учащихся и учесть их в своей педагогической практике. Но чаще всего индивидуальный подход ассоциируется с селективно-типологическим.
При селективно-типологическим подходе определяют способности и склонности детей, общий уровень развития и подразделяют их на группы в соответствии с рекомендуемым профилем обучения. Типичным вариантом селективного подхода является отбор детей в классы с гуманитарным, физико-математическим и естественно-научным профилем обучения.
Особая психолого-педагогическая задача - обучение одаренных детей. Речь идёт о диагностике как общей одаренности (под этим подразумевается высокий уровень интеллекта и высокий уровень креативности), так и специальной одаренности: музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д.
Одаренные
дети требуют особых условий социализации
и обучения, поэтому проблема ранней диагностики
одаренности стоит очень остро. Большинство
психодиагностических методик эффективно
только при диагностике детей старше 6
лет.
Диагностика
готовности к школе
Понятие
"готовности к школе" закрепилось
в нашей возрастной и педагогической психологии
сравнотельно недавно. Это обусловлено
появлением сразу нескольких вариантов
вступления дошкольников в школьную жизнь
- с шести или семи лет, по трёх- или четырёхлетней
программе обучения в младшей школе, а
также относительная свобода школ в выборе
программ обучения в начальной школе,
равно как и в отборе детей. Это и сделало
актуальной задачей разработки некоторых
критериев, по которым для каждого ребёнка
персонально должен был решаться вопрос,
брать его в школу или нет, и если брать
то по какой программе обучать. Для обозначения
этого круга проблем и было введено общее
понятие "готовности к школе".
Разработка
проблемы в педагогике
и психологии
С самого начала в решеннии вопросов готовности к школе существовало два направления, внутри которых были представлены также весьма разнообразные , а иногда и противоположные точки зрения. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники этого подхода как при первом появлении этой проблемы, так и до настоящего времени определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: читать, считать, писать, рассказывать стихи. Такой подход представляется непродуктивным по крайней мере по двум причинам: во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, что не даёт никакой информации о том, по какой из программ начальной школы обучать их в дальнейшем. Во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, такой подход оставляет за скобками весь спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием ребёнка, его соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком в младших классах.
Понимание
всех этих ограничений заставило
педагогов в скором времени обратиться
за помощью психологов в решении
проблемы готовности детей 6-7 лет к
школьному обучению. Таким образом, сформировался
другой подход к решению проблемы готовности
детей к школе, который можно назвать -психологическим.
Список
литературы
1. Основы психодиагностики /Под ред.А.Г.Шмелёва, Ростов-на-Дону,1996год/
2. Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, изд-во Московского Университета,1987 г/
3.
Психологические и
4.
Диагностика психического