Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:21, контрольная работа
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Психические состояния человека……………………….……….….…………...4
2. Психические процессы и свойства личности…………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………...……14
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность
человек характеризуется
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В
построении своих жизненных планов
стабильная личность исходит из реальных
возможностей, избегает завышенных притязаний.
Развитая личность обладает высокоразвитым
чувством справедливости, совести и чести.
Она решительна и настойчива в достижении
объективно значимых целей, но не ригидна
- способна к коррекции своего поведения.
На сложные требования жизни она способна
реагировать тактической лабильностью
без психических надломов. Источником
своих удач и неудач она считает себя,
а не внешние обстоятельства. В сложных
условиях жизни она способна взять ответственность
на себя и пойти на оправданный риск. Наряду
с эмоциональной устойчивостью, она постоянно
сохраняет эмоциональную реактивность,
высокую чувствительность к прекрасному
и возвышенному. Обладая развитым чувством
самоуважения, она способна посмотреть
на себя со стороны, не лишена чувства
юмора и философского скепсиса.
Заключение
Психическое
состояние – один из возможных
режимов жизнедеятельности
Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.
Психические процессы:
- являются
формами отражения субъектом
объективной реальности в
- выступают
в качестве первичных
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под
влиянием психических состояний, возникающих
в ходе жизненных отношений, конфликтных
ситуаций, трудовой деятельности возможна
перестройка или даже ломка относительно
устойчивых качеств личности. Поэтому
психические состояния влияют на психические
процессы, являясь фоном их протекания.
В то же время они выступают в качестве
"строительного материала" для формирования
качеств личности, прежде всего характерологических.
Список
использованной литературы
1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. – 325с.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688с.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 480с.
4. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2003. – 256с.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423С.
6. Столяренко
Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика
в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000. – 576с.