Взаимодействие индивида и малой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Виды малых групп и их функции…………………………………………4
3. Взаимодействие индивида и малой группы……………………………...7
4. Феномен межгруппового взаимодействия………………………………12
5. Заключение………………………………………………………………..16
6. Список используемой литературы………………………………………17

Файлы: 1 файл

псих.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства – отступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феномен межгруппового взаимодействия

       Социальная психология-анализ малых, и больших групп и область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений, как между большими, так и между малыми группами. Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия.

1.Система З.Фрейда:

- под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения;

- врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом. Фрейд утверждал: «неизбежна групповая враждебность; функция этой враждебности в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы». Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», является Эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда ребенок испытывает к отцу и любовь, и ненависть. Агрессивное поведение людей является следствием биологически заданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.

2.Концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Отношение к «чужим» группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. Для этих людей характерна тенденция неприятия всех чужих групп и народов и завышения оценки собственной группы, своего народа. Авторитарная личность почтительно относится к любому представителю власти. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране.

3.Теория реальных конфликтов. М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов. Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. Характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к появлению межгрупповой враждебности. Межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов, изменяя внешние факторы, можно усиливать или ослабевать степень межгрупповой напряженности.

4.Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: склонны переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты чужой группы, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования.

5.Теория социальной идентичности. А. Тешфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой являются не обязательно несовместимые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности. Любая совокупность людей будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. Групповая сплоченность выступает как степень воспринимаемого сходства между собой и другими: поэтому разделяемые неудачи, успехи, опасности увеличивают групповую сплоченность, выступая в роли «общей участи» для людей данной группы. Самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить различия между группами. Для успеха межгрупповых переговоров необходимо, чтобы представители сторон – групп выступали не с только с позиции своей групповой принадлежности, сколько с позиции единой группы, пытающейся найти решение проблемы. Межгрупповое сравнение является важным фактором, влияющим на социальное поведение в групповом контексте.

     Межгрупповая дискриминация тесно связана в концепции Тэшфела с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация - социальная идентификация - социальное сравнение - межгрупповая дифференциация - межгрупповая дискриминация».

     Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обуславливают развитие когнитивных процессов, которые в свою очередь влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.

     Закономерности взаимодействия между группами объясняют и особенности взаимодействия между этническими группами.

     Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими этническими группами сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы – проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм как присущее свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона.

Основные показатели этноцентризма:

1. Восприятие элементов своей культуры как «естественных», «правильных», а элементов других культур – как «неестественных и неправильных».

2. Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных.

3. Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных.

4. Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу и не доверять, даже враждовать с членами других групп.

Этноцентризм выполняет полезную функцию поддерживания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов.

 

Виды этноцентризма:

1.Благожелательный (гибкий) при котором на фоне позитивного предпочтения своего народа предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру достижения.

2.Воинственный этноцентризм проявляется в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах, разрешает и оправдывает захват и угнетение других народов, даже их уничтожение. Он может перерастать в расизм, когда, например, убежденные в своем этническом превосходстве немцы считали, что евреи, цыгане и другие меньшинства –  «недочеловеки», «низшая раса, достойная истребления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Малые группы могут быть формальными и неформальными, временными и стабильными. Исследования показали, что группа влияет на индивида с одной стороны, но и индивид также имеет влияние на группу. Каким окажется влияние - положительным или отрицательным зависит от многих факторов, а также от личных качеств индивидуумов в группе. Характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 2006.

2.      Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2007.

3.      Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 2006.

4.      Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. 2006

5.      Обозов Н. Н Психология межличностных отношений.2006

6.      Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2000.

7.      Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.

8.      Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы, М., 2001.

9.      Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001

 

 

 

16

 



Информация о работе Взаимодействие индивида и малой группы