Взаимодействие генотипа и среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:03, доклад

Краткое описание

Варианты взаимодействия генотипа и среды
Существует два основных варианта взаимодействия генотипа и среды:
средовые условия оказывают разное влияние на человека в зависимости от его генотипа;
между генотипическими и средовыми факторами есть корреляция .

Файлы: 1 файл

Взаимодействие генотипа и среды.ppt

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Взаимодействие генотипа и среды

 

 

 

 

1. Варианты взаимодействия генотипа  и среды

 

  • Существует два основных варианта взаимодействия генотипа и среды:
    • средовые условия оказывают разное влияние на человека в зависимости от его генотипа;
    • между генотипическими и средовыми факторами есть корреляция .

 

 

 

 

Первый вариант взаимодействия:

 

  • Касается тех случаев, когда при одних и тех же средовых условиях результаты средового влияния оказываются разными из-за генетических различий между людьми (математические способности имеют генотипические предпосылки, так что дети, обучаясь в одной и той же среде, будут показывать разные результаты по предмету).

 

 

 

 

Взаимодействие генотипа и среды  как различная реактивность индивидов  на средовую стимуляцию 

 

 

 

 

  • Кроме этого, наличие определенных средовых условий может определить проявление тех или иных генотипических условий (дети, генетически различающиеся по эмоциональным характеристикам, могут не различаться по особенностям своего поведения, живя в стабильных условиях. Если же в условиях их жизни произойдут резкие изменения, уровень адаптации детей с высокой эмоциональностью может резко снизиться).

 

 

 

 

Второй вариант взаимодействия:

 

  • Предполагает наличие генотип – средовой корреляции.
    • Генотип-средовая корреляция - нелинейный компонент, описывающий такие ситуации, при которых дети, обладающие разными генетически обусловленными психологическими особенностями, испытывают к тому же и разное воздействие среды, причем воздействие среды не является независимым от их генотипа.

 

 

 

 

 

  • О генотип-средовой корреляции можно говорить, когда есть совпадение некоторых способностей, дисперсии которые предположительно генетически обусловлены, со средовыми условиями их реализации (математически одаренные дети отбираются для более серьезного занятия математикой и средовые условия детей с математическими способностями помогают и развитию этих способностей).
    • Три вида ГСК (зависит от активности ребенка в выборе средового воздействия):
        • Пассивная
        • Активная
        • Реактивная

 

 

 

 

 

Пассивная генотип-средовая корреляция

 

  • Созданные средовые условия соответствуют генотипу родителей:
  • Может быть положительной и отрицательной;
  • В процессе взросления становится менее важной в детерминации поведения человека.

 

 

 

 

Реактивная генотип-средовая корреляция

 

  • Различные генотипы вызывают различную реакцию окружающих;
  • В дальнейшем формируются определенные стили поведения;
  • Если поведение имеет связь с генотипом, то перед нами – реактивная ГСК.

 

 

 

 

Активная генотип-средовая корреляция

 

  • Связана с направленным 
    отбором индивидом собственных средовых условий;
  • Влияние генетической предрасположенности на деятельность человека;
  • В процессе взросления становится определяющей, наиболее непосредственным выражением генотипа в индивидуальности человека.

 

 

 

 

2. Причинно-следственные связи  между генотипом и средой.

 

  • Данная схема анализа предусмотрена для поиска направления взаимодействия;
  • Сторонники считают, что теория психологического развития должна содержать объяснения того, как образуются новые психологические структуры взаимодействия человека с окружающей его действительностью;
  • Также они предполагают, что источником новых структур является генотип (новые способы и виды адаптации не могут появляться без изменения в уровне созревания);
  • Роль генотипа в развитии состоит в отборе средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида;
  • Подход разделяет средовые условия на: окружающие индивида, и те, которые им «замечаются» и интериоризируются (второй тип исследователи считают наиболее пригодными для индивида);

 

 

 

 

Из этого следует:

 

  • 1) Индивид сам создает свою среду 
  • 2) Роль родителей в формировании индивидуальных различий у детей довольно мала (результаты исследования разлученных близнецов и усыновленных детей).
  • Генотип выступает как причина, как движущая сила изменений, а средовые условия - как следствие генотипической предрасположенности индивида (ребенок сам выбирает себе среду, формируя её)

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие генотипа и  среды как функция нормы реакции.

 

  • Норма реакции - широта изменчивости фенотипа при некотором данном генотипе.
  • Между генотипом и тем свойством, которое он детерминирует, не существует однозначного соответствия.
  • Пределы, в которых возможны изменения, являются нормой реакции.

 

 

 

 

На примере интеллекта.

 

  • Из экспериментальных работ, выполненных в генетике поведения, известно, что существует линейная зависимость между генотипом родителей и интеллектом детей;
  • Психологические исследования доказывают что обедненные средовые условия приводят к развитию низкого уровня интеллекта;
  • Общая среда определяет не больше 20% вариативности интеллекта у взрослых.

 

 

 

 

  • Таким образом, различия в нормальной семейной среде могут лишь в небольшой степени определять различия в интеллекте детей и в то же время - быть критическими для их развития.

 

 

 

 

Как меняются проявления во  времени?

 

  • Представления о проявлении генетических и средовых влияний основаны на трех предположениях.
  • 1. увеличение стабильности с возрастом
  • 2. увеличение с возрастом разнообразия фенотипов
  • 3. необходимость искать причины стабильности и разнообразия не только в генотипе, но и в среде.

 

 

 

 

  • В психологии при исследовании развития принято выделять два типа средовых влияний.
  • 1) является видоспецифическим и связан с эволюционной историей вида.
  • 2) обусловлена уникальной индивидуальной историей.

 

 

 

 

3. Био – экологический подход  к исследованию генотип-средового  взаимодействия

 

 

  • Показатель наследуемости, который в генетике поведения рассматривается как часть фенотипической вариативности, связанная с аддитивной генетической вариативностью, на самом деле испытывает влияние и жизненных событий, и средовых условий развития.

 

 

 

 

Из парадигмы следует

 

  • процессы межличностного взаимодействия увеличивают уровень эффективного функционирования в процессе развития и поэтому увеличивают часть индивидуальных различий, связанных с актуализированным генетическим потенциалом;
  • процессы взаимодействия актуализируют генетический потенциал в двух случаях - увеличивая способности и уменьшая дисфункции;
  • процессы межличностного взаимодействия более эффективно актуализируют генетический потенциал способностей в благоприятной и стабильной среде;
  • процессы межличностного взаимодействия более эф­фективно препятствуют проявлению генетического потенциала в раз­витии дисфункции в дезорганизованной и неблагоприятной среде;
  • актуализация генетического потенциала может изменяться с помощью экспериментальных воздействий, т.е. при экспериментальном варьировании процессов взаимодействия;
  • при изменении условий жизни процессы взаимодействия, актуализирующие генетический потенциал, оказывают большее влияниение на тех, кто жил в наиболее неблагоприятных условиях.

Информация о работе Взаимодействие генотипа и среды