Взаимодействие генотипа и среды
1. Варианты взаимодействия генотипа
и среды
- Существует два основных варианта взаимодействия генотипа и среды:
- средовые условия оказывают разное влияние на человека в зависимости от его генотипа;
- между генотипическими и средовыми факторами есть корреляция .
Первый вариант взаимодействия:
- Касается тех случаев, когда при одних и тех же средовых условиях результаты средового влияния оказываются разными из-за генетических различий между людьми (математические способности имеют генотипические предпосылки, так что дети, обучаясь в одной и той же среде, будут показывать разные результаты по предмету).
Взаимодействие генотипа и среды
как различная реактивность индивидов
на средовую стимуляцию
- Кроме этого, наличие определенных средовых условий может определить проявление тех или иных генотипических условий (дети, генетически различающиеся по эмоциональным характеристикам, могут не различаться по особенностям своего поведения, живя в стабильных условиях. Если же в условиях их жизни произойдут резкие изменения, уровень адаптации детей с высокой эмоциональностью может резко снизиться).
Второй вариант взаимодействия:
- Предполагает наличие генотип – средовой корреляции.
- Генотип-средовая корреляция - нелинейный компонент, описывающий такие ситуации, при которых дети, обладающие разными генетически обусловленными психологическими особенностями, испытывают к тому же и разное воздействие среды, причем воздействие среды не является независимым от их генотипа.
- О генотип-средовой корреляции можно говорить, когда есть совпадение некоторых способностей, дисперсии которые предположительно генетически обусловлены, со средовыми условиями их реализации (математически одаренные дети отбираются для более серьезного занятия математикой и средовые условия детей с математическими способностями помогают и развитию этих способностей).
- Три вида ГСК (зависит от активности ребенка в выборе средового воздействия):
- Пассивная
- Активная
- Реактивная
Пассивная генотип-средовая корреляция
- Созданные средовые условия соответствуют генотипу родителей:
- Может быть положительной и отрицательной;
- В процессе взросления становится менее важной в детерминации поведения человека.
Реактивная генотип-средовая корреляция
- Различные генотипы вызывают различную реакцию окружающих;
- В дальнейшем формируются определенные стили поведения;
- Если поведение имеет связь с генотипом, то перед нами – реактивная ГСК.
Активная генотип-средовая корреляция
- Связана с направленным
отбором индивидом собственных средовых условий;
- Влияние генетической предрасположенности на деятельность человека;
- В процессе взросления становится определяющей, наиболее непосредственным выражением генотипа в индивидуальности человека.
2. Причинно-следственные связи
между генотипом и средой.
- Данная схема анализа предусмотрена для поиска направления взаимодействия;
- Сторонники считают, что теория психологического развития должна содержать объяснения того, как образуются новые психологические структуры взаимодействия человека с окружающей его действительностью;
- Также они предполагают, что источником новых структур является генотип (новые способы и виды адаптации не могут появляться без изменения в уровне созревания);
- Роль генотипа в развитии состоит в отборе средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида;
- Подход разделяет средовые условия на: окружающие индивида, и те, которые им «замечаются» и интериоризируются (второй тип исследователи считают наиболее пригодными для индивида);
Из этого следует:
- 1) Индивид сам создает свою среду
- 2) Роль родителей в формировании индивидуальных различий у детей довольно мала (результаты исследования разлученных близнецов и усыновленных детей).
- Генотип выступает как причина, как движущая сила изменений, а средовые условия - как следствие генотипической предрасположенности индивида (ребенок сам выбирает себе среду, формируя её)
3. Взаимодействие генотипа и
среды как функция нормы реакции.
- Норма реакции - широта изменчивости фенотипа при некотором данном генотипе.
- Между генотипом и тем свойством, которое он детерминирует, не существует однозначного соответствия.
- Пределы, в которых возможны изменения, являются нормой реакции.
На примере интеллекта.
- Из экспериментальных работ, выполненных в генетике поведения, известно, что существует линейная зависимость между генотипом родителей и интеллектом детей;
- Психологические исследования доказывают что обедненные средовые условия приводят к развитию низкого уровня интеллекта;
- Общая среда определяет не больше 20% вариативности интеллекта у взрослых.
- Таким образом, различия в нормальной семейной среде могут лишь в небольшой степени определять различия в интеллекте детей и в то же время - быть критическими для их развития.
Как меняются проявления во
времени?
- Представления о проявлении генетических и средовых влияний основаны на трех предположениях.
- 1. увеличение стабильности с возрастом
- 2. увеличение с возрастом разнообразия фенотипов
- 3. необходимость искать причины стабильности и разнообразия не только в генотипе, но и в среде.
- В психологии при исследовании развития принято выделять два типа средовых влияний.
- 1) является видоспецифическим и связан с эволюционной историей вида.
- 2) обусловлена уникальной индивидуальной историей.
3. Био – экологический подход
к исследованию генотип-средового
взаимодействия
- Показатель наследуемости, который в генетике поведения рассматривается как часть фенотипической вариативности, связанная с аддитивной генетической вариативностью, на самом деле испытывает влияние и жизненных событий, и средовых условий развития.
Из парадигмы следует
- процессы межличностного взаимодействия увеличивают уровень эффективного функционирования в процессе развития и поэтому увеличивают часть индивидуальных различий, связанных с актуализированным генетическим потенциалом;
- процессы взаимодействия актуализируют генетический потенциал в двух случаях - увеличивая способности и уменьшая дисфункции;
- процессы межличностного взаимодействия более эффективно актуализируют генетический потенциал способностей в благоприятной и стабильной среде;
- процессы межличностного взаимодействия более эффективно препятствуют проявлению генетического потенциала в развитии дисфункции в дезорганизованной и неблагоприятной среде;
- актуализация генетического потенциала может изменяться с помощью экспериментальных воздействий, т.е. при экспериментальном варьировании процессов взаимодействия;
- при изменении условий жизни процессы взаимодействия, актуализирующие генетический потенциал, оказывают большее влияниение на тех, кто жил в наиболее неблагоприятных условиях.