Возрастные проявления олигофрений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

В ходе изучения детей с умственной отсталостью раннего возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

Оглавление

Вступление: 3

Возрастные особенности проявления олигофрении 4

Заключение: 10

Список литературы: 11

Файлы: 1 файл

возрастные особенности олигофрении.docx

— 27.88 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО  УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ  М. А. ШОЛОХОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дефектологический факультет

реферат по клинике интеллектуальных нарушений:

«Возрастные особенности проявления олигофрении» 
 
 

  Работу выполняла:           

  студентка 3 курса  лого ссо    

заочного  отделения          

проверила:

  профессор. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Оглавление

Вступление: 3

Возрастные  особенности проявления олигофрении 4

Заключение: 10

Список  литературы: 11 
 

 

Вступление:

     Олигофрения представляет собой особую клиническую  форму умственной отсталости, характеризующую  общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга. Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.

      В ходе изучения детей с умственной отсталостью раннего возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций. 

 

Возрастные  особенности проявления олигофрении

     Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.

     У умственно отсталых детей с раннего  возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая  патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.

     Умственно отсталые дети на первом году жизни  не дифференцируют «своих» и «чужих»  взрослых, у них нет активного  хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других.

     Как следствие у данной категории  детей не появляются своевременно и  предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к тому, что у умственно отсталых малышей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Это процессы физиологические, они появляются в первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка и связаны с развитием ЦНС.

     В результате, хотя ситуации для общения  у умственно отсталых детей те же, что и у детей с нормальным развитием, содержание этих ситуаций выступает  для ребенка по-иному: у него меньше собственных и совместных со взрослым действий, совсем не сформировано подражание. Поэтому речь взрослого «повисает» в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой при нормальном развитии. Дети совсем не обращают внимания на многие предметы, а значит, и не запоминают их названий. Речь умственно отсталого ребенка раннего возраста не может еще служить ни средством общения, ни орудием мышления.

     В целом умственно отсталый ребенок  в раннем возрасте уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом  и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года.

     Физическое  развитие больных олигофренией часто  отстает от возрастной нормы и  нередко, даже при отсутствии явной  внутриутробно обусловленной диспластичности, характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлением позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков). Особенно большое место занимают неврологические нарушения. Это могут быть не только такие грубые симптомы, как параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы, но и неврологическая микросимптоматика.

     У умственно отсталых детей предметная деятельность не формируется. Некоторые  из них не проявляют интерес к  предметам, в том числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет ориентировки не только типа «Что с этим можно делать?», но и «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предметов, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями – действиями, которые противоречат логике употребления предмета (в маленький гараж сует большую машинку, стучит куклой по столу). Наличие неадекватных действий – характерная черта умственно отсталого ребенка.

     Для умственно отсталых детей дошкольный возраст оказывается началом  развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями.

     Пятый год отдельных детей имеются  продвижения в развитии целостного восприятия. К жизни оказывается переломным в развитии восприятия умственно отсталого ребенка. Дети уже могут делать выбор игрушки по образцу (по форме, цвету, величине). У концу дошкольного возраста более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которым нормальные дети начинают дошкольный возраст. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения сенсорных эталонов, которые способствуют запоминанию слов, обозначающих свойства формы, величины и цвета.

     На  этапе второго возрастного криза  и в дошкольном периоде важное дифференцирующее значение приобретают  особенности игровой деятельности. У детей-олигофренов игра надолго задерживается на стадии простого манипулирования предметами, участие в ролевой игре здоровых сверстников для них, как правило, недоступно из-за непонимания ее условий, трудностей общения.

     Для дошкольного возраста характерны отсутствие побуждений к интеллектуальным формам игровой деятельности и повышенный интерес к подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере отмечаются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей.  

     В старшем дошкольном возрасте дети с  умственной отсталостью не справляются  с заданиями на дифференциацию предметов  по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

     Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста в отличие от нормального не умеет  ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может  оценить свойства объектов и отношения  между ними.

     Таким образом, тогда как к 6 годам нормально  развивающийся ребенок достигает  огромных успехов в познавательной сфере, ребенок с умственной отсталостью  значительно отстает в развитии всех психических функций.

     Особое  место в структуре психического недоразвития занимают нарушения речи, которые в большинстве случаев  отражают глубину умственной отсталости: в наиболее тяжелых случаях больные  не только не говорят, но и не понимают обращенную к ним речь. При меньшей  степени тяжести олигофрении больные располагают ограниченным запасом слов, но не владеют в достаточной мере фразовой речью. Известные им слова они употребляют в самой элементарной связи, относя их к конкретным предметам или действиям; обобщающее значение слов им почти недоступно. Даже у больных с легкой степенью олигофрении, имеющих достаточный запас слов, заметно нарушена смысловая сторона речи. Словесные определения, не связанные с конкретной, привычной ситуацией, усваиваются с большим трудом и очень медленно. Так же медленно формируется и грамматический строй речи.

     Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, по мере взросления все более и  более отчетливо выявляется недостаточность  отвлеченного мышления, слабость предпосылок  интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.

     С началом школьного обучения ярко проявляется тотальность интеллектуального  дефекта дебилов. Обращает внимание отсутствие любознательности, пытливости, слабость познавательной активности. Особенно отчетливые различия в характере дизонтогенеза больных олигофрениями и ранними резидуальными поражениями головного мозга выступают в период пубертатного криза. В отличие от тотального недоразвития психики у первых, у вторых все более заметными становятся признаки диссоциированности и неравномерности психического созревания, ярко проявляются утрированные личностные реакции самоутверждения.

 

Заключение:

     Как видно, особенности психического недоразвития, свойственные больным олигофренией, отчетливо выступают на каждом возрастном этапе развития индивида. По мнению В. В. Лебединского, «степень их выраженности пропорциональна глубине поражения  мозга, интенсивности и экстенсивности корковой недостаточности».

     Однако, если развитию и коррекции ребенка уделяется внимание, и ребенок  помещен в специальное детское учреждение, в котором проводятся коррекционно-развивающие занятия, то можно ожидать больших успехов в развитии речи и познавательных процессов. 

 

Список  литературы:

  1. Асанов  А.Ю. с соавт. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. М.,2003
  2. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995

Информация о работе Возрастные проявления олигофрений