Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, реферат
За свою жизнь  человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе  возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания. 
Изменения, которые  происходят в психике и поведении  человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны.
Введение
Теории развития человека 
Возрастные  классификации жизни человека
Психологическая характеристика периода новорожденности 
Новообразования младенческого возраста 
Проявление  личности в раннем возрасте
Развитие психических  функций в дошкольном возрасте 
Социальная  ситуация развития в младшем школьном возрасте 
Психологические особенности подростка
Юность как  стадия жизненного пути человека
Переход от юности к взрослению
Психология  человека зрелого возраста
Психология  человека пожилого и старческого возраста
Заключение
Содержание
Введение
Теории развития человека
Возрастные классификации жизни человека
Психологическая характеристика периода новорожденности
Новообразования младенческого возраста
Проявление личности в раннем возрасте
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
Психологические особенности подростка
Юность как стадия жизненного пути человека
Переход от юности к взрослению
Психология человека зрелого возраста
Психология человека пожилого и старческого возраста
Заключение
Введение
За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.
Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны:
Понятие возраста - определяется как специфическое 
сочетание психики и поведения человека. 
Возраст или возрастной период - это цикл 
детского развития, имеющий свою структуру 
и динамику. Психологический возраст (Л.С. 
Выготский) - качественно своеобразный 
период психического развития, характеризуется, 
прежде всего, появлением новообразования, 
которое подготовлено всем ходом предшествующего 
развития. 
Психологический возраст может не совпадать 
с хронологическим возрастом отдельного 
ребенка, записанным в его свидетельстве 
о рождении, а затем в паспорте. Возрастной 
период имеет определенные границы. Но 
эти хронологические границы могут сдвигаться, 
и один ребенок вступит в новый возрастной 
период раньше, а другой - позже. Особенно 
сильно "плавают" границы подросткового 
возраста, связанного с половым созреванием 
детей.
От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно, все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.
Теории развития человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.
Возрастные классификации жизни человека
Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами – годами жизни человека.
Психологическая характеристика периода новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические 
(психика новорожденного 
Какие же безусловные 
рефлексы имеет новорожденный? Это, 
прежде всего дыхательный и 
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, 
приобретя способность 
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.
Развитие движений и действий:
1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
2 месяца - сжимание 
и разжимание пальцев рук. 
3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
5 месяцев - противопоставляет 
большой палец другим, при схватывании 
предметов доминируют части 
6-7 месяцев - 
ребенок размахивает 
8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Проявление личности в раннем возрасте
Для раннего 
возраста характерны яркие эмоциональные 
реакции, связанные с непосредственными 
желаниями ребенка. В конце этого 
периода, при приближении к кризису 
3 лет, наблюдаются аффективные 
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.
Кризис 3-х лет
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Особенности 
личности дошкольника. Эмоциональная 
сфера. Для дошкольного детства 
характерна в целом спокойная 
эмоциональность, отсутствие сильных 
аффективных вспышек и 
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самосознание 
формируется к концу 
Самооценка появляется во второй половине 
периода на основе первоначальной чисто 
эмоциональной самооценки ("я хороший") 
и рациональной оценки чужого поведения. 
Ребенок приобретает сначала умение оценивать 
действия других детей, 
а затем - собственные 
действия, моральные качества и умения. 
К 7 годам у большинства самооценка умений 
становится более адекватной.
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".
Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе
На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);