Возрастная периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.
Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны.

Оглавление

Введение
Теории развития человека
Возрастные классификации жизни человека
Психологическая характеристика периода новорожденности
Новообразования младенческого возраста
Проявление личности в раннем возрасте
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
Психологические особенности подростка
Юность как стадия жизненного пути человека
Переход от юности к взрослению
Психология человека зрелого возраста
Психология человека пожилого и старческого возраста
Заключение

Файлы: 1 файл

МАЛИНКИН.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Теории развития человека

Возрастные  классификации жизни человека

Психологическая характеристика периода новорожденности 

Новообразования младенческого возраста

Проявление  личности в раннем возрасте

Развитие психических  функций в дошкольном возрасте

Социальная  ситуация развития в младшем школьном возрасте

Психологические особенности подростка

Юность как  стадия жизненного пути человека

Переход от юности к взрослению

Психология  человека зрелого возраста

Психология  человека пожилого и старческого возраста

Заключение

Введение

За свою жизнь  человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе  возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.

Изменения, которые  происходят в психике и поведении  человека при переходе из одного возраста в другой могут быть различны:

  • количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...)
  • эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;
  • качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию)
  • революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.

Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. 
Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

От знания и  понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно, все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.

Теории развития человека

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.

Возрастные классификации жизни человека

Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами – годами жизни человека.

  • Дошкольное детство: Младенчество (0–1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).
  • Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет).
  • Ранняя взрослость: Юность(18-23года).
  • Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).
  • Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

Психологическая характеристика периода новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни  ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса  новорожденности:

- Физиологические  (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

- Психологические  (психика новорожденного ребенка  представляет собой набор врожденных  безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные  рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный  рефлексы, защитные и ориентировочные  рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует  на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать  на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с  ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц – Поднимает подбородок
  • 2 месяца – Поднимает грудь
  • 3 месяца – Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
  • 4 месяца – Сидит с поддержкой
  • 5-6 месяц – Хватает рукой предметы
  • 7 месяцев – Сидит без поддержки
  • 8 месяцев – Садится без посторонней помощи
  • 9 месяцев – Стоит с поддержкой: ползает на животе
  • 10 месяцев – Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
  • 11 месяцев – Стоит без поддержки
  • Год – Ходит, держась одной рукой.

1 месяц - хаотичное  движение рук, пальцы сжаты  в кулак;

2 месяца - сжимание  и разжимание пальцев рук. Вложенный  в руку предмет удерживается  всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца - удерживает  вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца - ладони  часто раскрыты, протягивает руки  к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев - противопоставляет  большой палец другим, при схватывании  предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными  им предметами, стучит, бросает и  снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя  пальцами, а большие - всей ладонью,  показывает нос, глаза, машет  рукой при прощании, крепко сжимает  игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев  - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Проявление  личности в раннем возрасте

Для раннего  возраста характерны яркие эмоциональные  реакции, связанные с непосредственными  желаниями ребенка. В конце этого  периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции  на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Однако ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и  появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет - граница  между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Развитие психических  функций в дошкольном возрасте

  1. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
  2. Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.
  3. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.
  4. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

Особенности личности дошкольника. Эмоциональная  сфера. Для дошкольного детства  характерна в целом спокойная  эмоциональность, отсутствие сильных  аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется  в этот период и структура самих  эмоциональных процессов. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Интересно, что  наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами.

Дошкольник  начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Самосознание  формируется к концу дошкольного  возраста благодаря интенсивному интеллектуальному  и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. 
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Для этого периода  характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается  осознание себя во времени. В 6-7 лет  ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе 

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием  вклинивается переживание того, какое значение это действие  будет иметь для ребенка);

Информация о работе Возрастная периодизация