Считается, что самой
главной задачей является установление
и осуществление социальных связей.
Решение именно этой задачи
предполагает переживание себя
как владельца тайны собственного
Я (непрозрачного для других).
Границы собственного психологического
пространства ребенок начинает
охранять усиленно с применением
самых разнообразных средств,
выглядящих для наблюдателя как
появление скрытности, как бы
подтекста в отношениях ребенка
с другими людьми. Одновременно
это связано со структурированием
своего психологического пространства
- дети заводят разного рода тайники, укромные
местечки, записные книжки, коллекции
(для себя).
Именно в это время
все трудовые навыки ребенка
включаются в его психологическое
пространство как устойчивые
элементы, организующие его, так
как все эти навыки связываются
с переживаниями целесообразности
потраченных усилий по организации
своего Я.
Усвоение научных понятий
формирует внутренний план действий
ребенка; в нем проявляется
содержательная ориентировка на
все измерения времени («это
уже знаю», «это изучу», «этого
не знаю», «это буду знать»).
Усвоение закономерностей вещей
и явлений позволяет предвидеть
свои действия и преобразования
предметов, что отражается в
умении планировать собственные
движения в пространстве и
времени
Произвольность поведения,
управление своими психическими
процессами, внутренний план действий
будут определяться содержанием
взаимоотношений и взаимодействий
ребенка со взрослым как носителем
общественно значимых способов действия
и подлинно нравственных отношений.
Младшие подростки
сензитивны к внеучебным делам, которые
им доступны и где они могут проявить свои
новые возможности. Они склонны к деятельности
со сверстниками. Наибольшее проявление
у них имеет потребность в самоутверждении
и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст
сензитивен к освоению своего внутреннего
мира. Старшим школьникам свойственна
не всегда замечаемая, огромная внутренняя
работа: поиски перспективы жизненного
пути, развитие чувства ответственности
и стремление управлять собой, обогащечие
эмоциональной сферы.
У 6-9-летнего ребенка
происходит появление теоретического
отношения к действительности, произвольности
психических процессов, внутреннего
плана действий. Между 9 и 10 годами
начинается третий уровень социального
развития, когда ребенок не только
осознает себя субъектом, но
испытывает потребность реализовать
себя как субъекта, вступить в
широкий круг общественных отношений.
Подростковый возраст
(13-17лет ) - один из сложных периодов человека.
В этот период не только происходит коренная
перестройка ранее сложившихся психологических
структур, возникают новые образования,
но и закладываются основы сознательного
поведения, вырисовывается общая направленность
в формировании нравственных представлений
и социальных установок.
С одной стороны,
для этого сложного периода
показательны негативные проявления,
дисгармоничность личности, свертывание
и изменение установившихся интересов
ребенка, протестующий характер
его поведения по отношению
к взрослым. С другой стороны, подростковый
возраст отличается и массой положительных
факторов — возрастает самостоятельность
ребенка, более многообразными и содержательными
становятся все отношения с другими детьми
и взрослыми, значительно расширяется
и существенно изменяется сфера его деятельности,
развивается ответственное отношение
к себе и к другим людям и т. д. Главное,
данный период отличается выходом ребенка
на качественно новую социальную позицию,
в которой реально формируется его сознательное
отношение к себе как к члену общества.
Наряду со стремлением
ко взрослости у подростков отчетливо
обнаруживается ярко выраженная потребность
в общении со сверстниками.
В 15 лет вычленяется
новый промежуточный рубеж социального
развития (<я в обществе>). Если
в первом полугодии 14-летнего
подростка больше всего интересует
самооценка и принятие его
другими, то уже у 15-летнего
основное место занимают вопросы
развития способностей, выработки
умений, интеллектуального развития.
От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного
и логического мышления, рефлексии
собственного жизненного пути, стремления
к реализации себя. Происходит
активное формирование самосознания,
социальной позиции ответственного
субъекта.
Юность (18-22 года), границы
которой связываются с возрастом
обязательного участия человека
в общественной жизни. Человек
должен принять на себя ответственность
за устройство жизни в той
степени, в какой это возможно
в конкретных социальных условиях.
Психологическое пространство
человека весьма неоднородно,
это делает целостность его
Я неустойчивой, восприятие жизни
как моей-жизни колеблется, часто по
причинам, непонятным самому человеку.
Развившееся тело, стремление
Я к интегрированности с новой силой
обостряет потребность (тоску) в подтверждении
реальности собственного Я, обладающего
не только потенциальной, но и настоящей,
правдивой, истинной, принимаемой другими
людьми силой. Появляется готовность к
установлению особого отношения с другими.
Я уже назвала его отношением дружбы.
У человека в юношеском
возрасте существует огромная
потребность, необходимость в
интегрировании разных проявлений
жизни своего Я - он чувствует,
переживает возможность этого
как направленность течения жизни,
но для осуществления интеграции
нужна сила, нужна энергия, позволяющая
преодолеть противоречивость разных
проявлений жизни, ее глобальную
противоречивость - наличие в жизни
смерти.
Источником такой силы,
такой энергии становится друг
-другой человек, который своим присутствием
дает необходимую психологическую информацию
для интеграции Я.
Кроме проблемы независимого
существования своего Я -целостного,
интегрированного, узнавшего свои свойства
с помощью идентификации их в друге, в
юношеском возрасте актуальными для развития
(именно психического развития!) становятся
задачи независимого существования. Для
их осуществления необходимы умения и
навыки организации своей социальной
жизни, в том числе важнейший навык принятия
ответственных решений.
Юношеский возраст
- возраст роста силы Я, его
способности проявить и сохранять
свою индивидуальность; в это
время уже есть основания для
преодоления страха утраты своего
Я в условиях групповой деятельности
или интимной близости, или дружбы.
Именно в этих условиях Я
пробует свою силу, через противостояние
с другими людьми юноши обретают
четкие границы своего психологического
пространства, защищающие их от
опасности разрушительного воздействия
другого.