Возможно ли противопоставлять любовь и сексуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:07, творческая работа

Краткое описание

Как много песен сложено о любви, как много стихов посвящено этому высокому чувству. Многие классики погибли, защищая честь любимой женщины на дуэли, многие картины созданы в эйфории влюбленности художника. Любовь для человечества стала светом в окне, ее обожествляют, возвышают. О ней слагают легенды, ставят основной сюжетной линией большинства литературных произведений. Любовь повсеместна, разнообразна в своих проявлениях.

Файлы: 1 файл

Введение в профессию творческое задание.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Ярославский Государственный университет им. П.Г. Демидова

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое  задание

по  дисциплине «Введение в профессию»

на  тему:

«Верно ли противопоставлять сексуальность и любовь?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проворова М.И. 
Группа ПС-12

 

Проверил:

Кандидат  психологических наук 
доцент кафедры психологии 
Коровкин С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль, 2012

 Как много песен  сложено о любви, как много  стихов посвящено этому высокому  чувству. Многие классики погибли,  защищая честь любимой женщины  на дуэли, многие картины созданы  в эйфории влюбленности художника.  Любовь для человечества стала  светом в окне, ее обожествляют, возвышают. О ней слагают легенды,  ставят основной сюжетной линией большинства литературных произведений. Любовь повсеместна, разнообразна в своих проявлениях. 
Но возможно ли то, что со временем любовь может замениться другим понятием, которое будет более точно отвечать запросам текущей эпохе. Например, такому понятию как сексуальность? А может их нужно и вовсе противопоставлять друг другу?

 

 Что такое любовь? 
Трактовка этого термина у психологов различна. 
Психологический словарь А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского предлагает следующую версию:

 «Любовь

  1. высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ;
  2. интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого (см. Персонализация) таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. 

Любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака. Исследования онтогенеза и функций Л. показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в Л. приводит к ухудшению соматического и психического состояния.

Имеется тесная связь индивидуального чувства Л. с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания — обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего поведения. В психологии предпринимались неоднократные попытки исследования внутренней структуры Л. в целом и связи отдельных ее компонентов с различными характеристиками личности. Наиболее важным из полученных результатов является установление связи между способностью к Л. и отношением субъекта к самому себе. Этот и ряд других аналогичных фактов, а также роль Л. в создании семьи делают проблематику Л. исключительно важной для психотерапии и психологического консультирования, для воспитания и самовоспитания личности.» 

А оксфордский толковый словарь(Oxford English Dictionary) и вовсе сомневается в даче определения любви, предполагая, что «психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам». Но все же выдвигают после свои версии:  
«Любовь 

  1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку.
  2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. 

Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

 Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда

 Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

 Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?»

 

Отметим, что в представлениях о любви обычных людей существует куда больше определенности, чем в психологических лабораториях — лишь 16% мужчин и 10% женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.

 

Очевидно, что термином любовь объединяются качественно различные  отношения. Так называют и чувство  матери к ребенку, и отношения  молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской  любви, и о любви к чему-то безличному, например, к своему делу. В психологии существует много попыток выделения отличающихся друг от друга типов любви.

 Наиболее известной  из таких типологий является  классификация, предложенная Э.  Фроммом . Он выделяет пять типов любви: братскую(уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь.), материнскую(это забота, ответственность, знание и уважение абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребёнка и его биологического роста,любовь без оглядки на себя), эротическую(полное единение, слияние с одним-единственным человеком, любовь, основанная на обладании, или эгоизм вдвоем), любовь к самому себе(способность любить себя созидательно без которой невозможно любить других.) и любовь к Богу. 
Еще одна теория  деления любви на типы принадлежит романтичным древнегреческим мыслителям. Для них любовь уже на уровне языка имела несколько смысловых интерпретаций:

  • Эрос - стихийная влюбленность, выражающее глубокое почитание, восприятие объекта как идеала, не дающее право на ошибку, снисхождение чувство;
  • Филиа - любовь-дружба, основанная на осознанном выборе, обусловленного личными социальными предпочтениями;
  • Сторгэ – любовь, основанная на нежности, предположительно связанных семейными узами людей;
  • Агапэ – жертвенная любовь, безусловная, такую форму любви относят к религиозной любви к Богу (христианство,ислам). 

Так же греки считали, что любовь в своих проявлениях разделена на 3 типа: Людус(любовь как игра, пока кому-нибудь не станет скучно),Мания (любовь как болезненная одержимость, основанная на страсти и ревности) и Прагма (любовь как практичный расчет с целью извлечения свое выгоды). 

Впоследствии предположения Древних греков возьмет в основу своей теории канадский социолог Дж. А. Ли и выдвинет концепцию шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. 
 
Значение любви в жизни человека всегда было высоко. Любовь неуловима, непозанна и тем привлекательна, желанна. Согласно пирамиде Маслоу, Любовь как форма привязанности к чему-либо, занимает третье место после желания в осуществлении низших потребностей и необходимости безопасности и комфорта.

 Любовь является фундаментом  всех человеческих отношений. Сначала мы получаем любовь матери, как данность, не осознавая всей жертвенности ее чувств к нам, затем проецируем это детское «впечатление» на наши дальнейшие отношения. Если ребенок недополучает в детстве должной заботы, опеки, нежности, в его взрослой жизни это отражается на взаимоотношениях, на его характерных чертах, поведении. Любить для человека важно и нужно. 
Любовь многогранна, всеобъемлюща, не является узким понятием, присущим одному явлению. 
Но если следовать теории Фрейда, то  любовь можно принять за обычное проявление инстинкта, направленного на объект. Любовь у мужчин строится на привязанности к тому, кто проявляет заботу, удовлетворяет его потребности в комфорте, насущные желания, т.е. его взрослая любовь ничем не отличается от любви ребенка к матери, за исключением полового влечения. Женщина же вообще не способна достигнуть высшего значения любви за своим нарциссическим настроением, т.е. желанием любить в этой любви себя. 
Фрейд постулирует: «Поскольку сама по себе любовь – это страстное желание и утрата, то влюбленные заботятся о себе и своих интересах, а вот быть любимым, получая в ответ взаимную любовь и обладая объектом любви, - значит вновь воскрешать ее». И это утверждение возможно принять ключевым в понимании концепции любви у Фрейда. Любовь как страстное желание в преследовании собственных интересов. 
И если откинуть все романтические настроения по поводу любви, то возможно ли предположить, что по теории Фрейда любовь является ничем иным как проявлением сексуальности. 
 
Что такое сексуальность?

«Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения». Так определяет это понятие доктор медицинских наук Г. Б. Дерягин. 
с ним согласна и Л. Акимова в своем учебном пособии по «Психологии сексуальности». 
Фрейд же был уверен, что сексуальность это ничто иное, как проявление своего либидо - бессознательного влечения, и проявление его начинается с самого детства, но в скрытой форме. С достижением половой зрелости накопившаяся сексуальная энергия ищет своего применения, отсюда и следует повышение полового влечения. 
В современном «Словаре по психоанализу» (Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса) сексуальность названа «едва ли не извращением инстинкта, утратившего и объект, и органическую цель». То есть, невозможно представить себе универсальный объект или сексуальную цель, заключив, как герой одной оперы Моцарта, что «все люди хотят ЭТО». Напротив, следует предположить, что сексуальная цель и путь её достижения у каждого человека индивидуальны, ее невозможно описать определенными признаками и зацикленностью на  поиске «идеального партнёра для продолжения рода» или психологическую идеологию, что «мужчины по своей природе такие-то, а женщинам по натуре свойственно то-то». Сексуальность каждого человека уникальна, он создаёт свою собственную карту влечений, поля притяжений и отталкиваний, которые и представляют собой его бессознательное. Именно эта самобытность сексуальной жизни и стала предметом работы психоанализа Фрейда.

Сексуальность имеет и  свои аспекты. Она не ограничивается только половыми контактами, поцелуями, сексуальными поведением. Сексуальность  еще выражается через флирт, предпочтения определенного стиля в одежде, чтение литературы эротического содержания, свиданий. 
Людмила Акимова считает, что приведенные ранее способы выражения «дают лишь поверхностное прикосновение к проблеме сексуальности и описание различных видов секса как прокреативного (имеющий целью деторождение), рекреативного (с единственной целью — получить удовольствие) и релятивного («любовь-дружба», возможность общения с близким человеком) приносит убежденность в ограниченности каждой, из категорий классификации». Далее она приводит примеры понятий аспектов сексуальности, ссылаясь на «Основы сексологии» (Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р.,):

 

«Биологический аспект. Биологические факторы в значительной мере контролируют половое развитие от момента зачатия до рождения ребенка, а по достижении половой зрелости — способность к размножению. Кроме того, эти факторы оказывают влияние на сексуальное влечение, сексуальную активность и (косвенным образом) на сексуальное удовлетворение. Предполагают даже, что биологические факторы определяют некоторые половые различия в поведении, например большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами. Сексуальное возбуждение, независимо от его причины, вызывает биологические последствия: учащение пульса, реакцию половых органов и ощущения тепла и трепета, распространяющиеся по всему телу.

 

Психологический аспект. Психологический аспект сексуальности, проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях, мыслях, фантазиях и определяется индивидуальным восприятием себя и партнера. Психологический аспект играет главенствующую роль в становлении половой самоидентификации человека в процессе развития. Осознание ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу формируется главным образом под влиянием психосоциальных факторов.

 

Социально-правовой аспект. Помимо психологического аспекта, сексуальность имеет ярко выраженный социальный аспект, поскольку половые отношения между людьми регулируются с помощью законов, запретов, а также общественного мнения, убеждающего нас в необходимости следовать в нашем сексуальном поведении принятым нормам. Признание неотчуждаемых прав личности неизбежно включает в себя право на индивидуальные особенности сексуального поведения, на неприкосновенность интимной жизни, в которую государство и его органы ни при каких обстоятельствах не должны вмешиваться.

 

Поведенческий аспект сексуальности описывает сексуальное поведение и тесно связан с психологическим и социальным аспектом. При обсуждении сексуального поведения сексуальные проявления классифицируются на «нормальные» и «аномальные».

Информация о работе Возможно ли противопоставлять любовь и сексуальность