Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Файлы: 1 файл

Психология .docx

— 44.68 Кб (Скачать)

У людей с достаточно богатой  фантазией в результате сильно развитого  воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или  иные эмоции (учащения пульса, сбои в  дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют  место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую  в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей  может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и  такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые  современные врачи, верящие в  психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что  «ест» нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции  на психологические состояния, связанные  с воображением, следует рассматривать  как вполне нормальное явление. Они  способствуют преднастройке организма  на предстоящую деятельность и тем  самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и  выбираем правильные реакции на его  действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения  пользуются артисты эстрады, демонстрирующие  со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию  микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий  предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.

На фактах существования  связи между образами человека и  его органическими состояниями  строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и  тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).

Особый психологический  интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш  мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически  все органические структуры, связанные  с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и  речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией  на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам  о том, что во сне активным образом  работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать  на нее. Во сне отчасти сохраняется  избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно  реагируют на движения своего ребенка  и моментально просыпаются, услышав  их. Во сне человек даже может  принимать определенные решения, формировать  планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Режим сна и бодрствования  у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный  все свое время проводит в систематической  смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство  взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые  спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более  часов. Различия в индивидуально  нормальном времени сна зафиксированы  и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах» и «жаворонках». Первыми  называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми —  тех, кому свойственно ложиться и  вставать рано.

Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую  группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с состояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВОЛЯ

2.1 ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

 

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия  исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как  прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности  общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия  текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как  от якобы ненаучного, заменить его  поведенческими характеристиками или  какими-либо другими, операционализируемыми  и верифицируемыми, т.е. такими, которые  можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой  психологии вместо понятия воли стали  употреблять понятие «устойчивость  поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих  актов, в преодолении возникающих  на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Вчитываясь сегодня в  работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джемс в США  и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем  воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие  воли в систему категорий науки  о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной  силы. Воля у Аристотеля выступала  как фактор, наряду со стремлением  способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков  волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

'Понятия операционализации  и верификации появились впервые  в начале нашего века как  общеметодологические требования  к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми  называются такие понятия, в  которых отражены явления, чье  действительное существование можно  установить экспериментальным путем  и измерить (оценить и выразить  в количественных показателях).

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно  возникающие в данной ситуации желания  и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору  на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак».

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы  победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее  сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто  на Земле никогда еще не добился  выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь  тем и отличается от всех остальных  живых существ, что у него, кроме  сознания и интеллекта, есть еще  и воля, без которой способности  оставались бы пустым звуком.

 

2.2 ТЕОРИИ ВОЛИ

 

Психологические исследования воли в настоящее время оказались  разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной  науке изучаются соответствующие  формы поведения, в психологии мотивации  в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и  изучении соответствующих волевых  характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции  человеческого поведения. Иными  словами, в новейший период истории  психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем  они оказались расширенными и  углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются  усилия, направленные на то, чтобы возродить  учение о воле как целостное, придать  ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную  роль в отказе от психологических  исследований воли и свертывании  их, в утверждении реактивной концепции  поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К.Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Информация о работе Воображение