Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Оглавление

Вступление: значение воображения
1. Определение воображения
2. Функции воображения
3. Виды воображения
4. «Техника» воображения
5. Воображение в творчестве
6. Воображение и талантливость
7. Роль воображения в науке и природе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по обществоведению.docx

— 50.05 Кб (Скачать)

Продуктивное воображение  отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески  преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет  творческой фантазии уже не удовлетворяют  реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И  как ни странно, эта зависимость  обратная, т.е. именно воображение формируется  в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных  видов воображения является результатом  развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько  специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное  и так далее. Но, конечно, все эти  виды составляют разновидность высшего  уровня – творческого воображения.

Во всех этих случаях воображение  играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним  относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести  к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор  не установлена, хотя известно, что  в сновидениях человека находят  выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые  в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,–  это вполне нормальное психическое  состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму  особой внутренней деятельности, заключающуюся  в создании образа того, что человек  желал бы осуществить. Мечта от грезы  отличается тем, что она несколько  более реалистична и в большей  степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты  у человека занимают довольно большую  часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и  тревожные видения, порождающие  чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу  же реализуется в практических действиях  человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь  творческих сил человека. Необходимость  мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она  затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень  важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько  выражает его направленность, сколько  создает ее. В этом состоит формирующая  функция мечты.

4. ”Техника”  воображения

Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных  способах или приемах преобразования, которые используются человеком  неосознанно. Психология выделяет несколько  таких приемов.

Первый такой способ —  агглютинация, т.е. комбинирование или  сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

Третий известный способ создания образов воображения —  схематизация. В этом случае отдельные  представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно  назвать типизацию, т.е. специфическое  обобщение. Для него характерно выделение  существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и  воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе  опускаются, другие же упрощаются, освобождаются  от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция  к иносказанию, аллегории, использованию  образов в переносном значении. Все  средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы  и фигуры) показывают проявление преобразующей  силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

5. Воображение  в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а  особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного  воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые  образы, способные быть носителем  идейного содержания. Особая мощь художественного  воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии  сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем  причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его  автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно  включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в  сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства  людей в повседневной жизни могут  быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует  ее, ярче освещая и выпуклее показывая  какую-то особо для него важную часть  этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение  и в научном творчестве. В науке  оно формируется не в меньшей  мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что  все великие открытия, способны сделать  лишь ученые, которые дают “полный  простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна  не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая  роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно  преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Очень ярко роль воображения  показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить  себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся  условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта  и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик  Э. Резерфорд.

6.Воображение  и талантливость

Как уже известно, воображение  — это всегда создание нового в  результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический  процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более  зрелого возраста трудно представить  себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение  есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все  реже его тренирует. А тренировать  воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму  положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного  результата.

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и  нравственные нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

Творчество развивает  и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется  восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие  дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных  и талантливых детей. Одаренность  — это комплекс способностей, позволяющих  иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно  связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

Информация о работе Воображение