Воображение: виды, форма воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Оглавление

Введение 3
1. Воображение: виды и формы проявления 4
2. Функции воображения 10
3. Воображение и его развитие 11
Заключение 14
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии Тема Вооброжение виды, форма воображения.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     А “Философский словарь” определяет воображение  как “способность создавать новые  чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

     Как видно из определений, существенным признаком воображения считается  способность субъекта создавать  новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

     Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение  к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает  не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

     Одна  из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано  не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без  мышления, но оно не сводится и к  логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

     Таким образом, очевидно, что воображение  есть и создание новых образов, и  преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается  при органическом единстве чувственного и рационального.

2. Функции воображения

 

     Люди  так много мечтают потому, что  их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и  тогда, когда в мозг человека не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это  время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.

     В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций.

     Первая  из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

     Вторая  функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

     Третья  функция воображения связана  с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     Четвертая функция воображения состоит  в формировании внутреннего плана  действий – способности выполнять  их в уме, манипулируя образами.

     Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление  таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

     С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

3. Воображение и его развитие

 

     Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует, прежде всего, накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

     Психологи выделяют три основных этапа развития воображения у детей:

Первый  этап в развитии воображения можно  отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения  на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или не избегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности.

     Второй  этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

     Третий  этап в развитии воображения –  возраст 6-7 лет. Аффективное воображение  ребёнка направлено на изживание  полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

     Именно  в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми  друзьями и врагами. Творчество ребёнка  часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.  
 
 
 
 

Заключение

 

     Значение  воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

     Да  и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь  на свете, если бы люди не могли мечтать!!! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  • Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская «Педагогика и психология» - «Гардарики» Москва 2003.
  • Л.Д.Столяренко, В.Е.Столяренко «Психология и педагогика для технических вузов» Ростов-на-Дону «Феникс» 2001.
  • Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950.
  • Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979
  • Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999.
  • Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968.

Информация о работе Воображение: виды, форма воображения