Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:58, курсовая работа
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Введение……………………………………………………………….….…3-4
Глава I Общее понятие о процессе воображения ……………….……...5-23
1. Определение и основные виды воображения……………………..……..5-12
2. Функции и приемы преобразования воображения………………….….12-18
3. Закон и закономерности развития воображения………………........18-23
Глава II Развитие воображения у детей………………………………....24-33
1. Факторы первичности воображения………………………………..25-28
2. Зависимость воображения от речи и социального развития……..28-30
3. Воображение, как направленная деятельность.
Эмоциональная сторона воображения…………………..................30-33
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы………………………………………………..…….……35
Четвёртая функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.
Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Эту функцию иногда используют врачи – психиатры для заочной постановке диагноза по продуктам воображения человека. Известен, например, случай постановки З. Фрейдом такого диагноза писателю Ф.М. Достоевскому по его литературным произведениям.
Однако главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Рассмотрим
некоторые примеры проявления данной
функции, связанные как с
Репродуктивное воображения
Продуктивное воображения
С использованием
Рис. 3 Функции воображения.
Приемы преобразования воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.
Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у ее сестры Тани, "перетолок" их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в "комбинировании" черт Сони и ее сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он "перетолок" черты обеих сестер. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д. (рис.1).
Рис.4 Образ кентавра как результат деятельности воображения
Примером агглютинации может служить и приведенная на рисунке аллегорическая фигура.
рис.5 Аллегорическая фигура Леонардо да Винчи
Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает "удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом...".(10) Из этих слов художника отчетливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определенной тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.
Другим
приемом преобразующей
Отсюда
идут две линии. С одной стороны,
количественный аспект изменения пропорций
в смысле размеров находит себе специфическое
выражение в изменении величин, в уменьшении
и увеличении - литоты
и гиперболы, - которыми широко пользуются
в фантастическом изображении действительности.
Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве
обычно фигурируют богатыри невиданной
силы. ( Илья Муромец, Святогор и другие).
Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги
размеров и величин в фантастическом изображении
действительности всегда мотивированы
какой-то смысловой тенденцией. Внешность
великана, грандиозные размеры, физическая
сила, величественность внешнего облика
могут служить для того, чтобы сделать
наглядной, очевидной внутреннюю силу
и значительность изображаемого таким
образом героя. С другой стороны, сильно
преуменьшенные по сравнению с действительностью,
фантастически малые внешние размеры
могут силой контраста особо подчеркнуть
большие внутренние достоинства подобного
персонажа. Так же как игра еле видного
на эстраде ребенка производит большее
впечатление, чем объективно равная игра
взрослого человека, проявление ума, сообразительности,
бесстрашия со стороны ребенка особенно
поражает, если он представляется как
мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение
от действительности, фантастические
большие или меньшие размеры служат для
того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить
определенное явление, свойство или сторону
действительности.
Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения. Уже акцентирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. Акцентирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется.
Образ воображения обычно является наглядным образным носителем какого-то более или менее осознанного замысла. Эта роль замысла или тенденции, порождающей преобразование, проявляется в акцентировании тех, а не иных черт, подборе при комбинировании или агглютинации таких, а не иных моментов. В вышеприведенном комментарии Леонардо да Винчи это подчинение всех преобразований, в которых выражается преобразующая деятельность воображения, определенному замыслу выражается с полной отчетливостью. Она превращает продукт агглютинации в явную аллегорию.
Воображение, так часто называемое "прихотливою способностью", может ли быть подчинено какому-нибудь закону? Вопрос, поставленный таким образом, очень прост, и его нужно сделать более точным.
Теодюль Рибо попытался установить закон развития воображения. Он выразил его следующим образом: творческое воображение в своём полном развитии проходит через три периода, или фазы. Первый период обычно начинается с трёх лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается иногда и позже, более или менее долго. Игры, сказки, фантазии, сосредоточивающиеся позже вокруг романтической половой любви, являются первыми его проявлениями. В течение этого первого периода воображение независимо от рациональных элементов. По мере того как мышление подростка формируется и крепнет, создаётся антагонизм между субъективностью этого примитивного воображения и объективностью мышления: этим антагонизмом и характеризуется второй период - переходная фаза. В третьем периоде воображение подчиняется интеллекту и проникается рациональными моментами. Этот последний процесс совершается у различных людей разными путями и приводит к неоднородным последствиям. У одних воображение в результате развития мышления приходит в упадок. "Большинство мало-помалу входит в прозу жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и прочее". Лишь у людей с действительно богатым воображением оно в результате проникновения в него рациональных моментов не гаснет, а преобразуется и становится подлинно творческой силой.
Для этого мы должны заимствовать факты из двух различных источников. Одним будет развитие личности, где наблюдения всего вернее, яснее и удобнее; вторым - развитие вида (или историческое).
I- развитие воображения в онтогенезе.
Первый период. Он нам известен; это - возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире - вот в чем оно выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.
Однако
мало-помалу занимает свое место и
этот последний. Размышление (разумея
под этим словом работу духа) рождается
довольно поздно, растет медленно и по
мере своего укрепления влияет на работу
воображения, стремясь ее уменьшить. Т.
Рибо схематически изображает этот ход
развития воображения посредством следующей
схемы:
Рис. 6 Развитие
воображения по Т. Рибо
Кривая IM представляет
ход воображения в этот первый период.
Сначала она поднимается довольно медленно,
потом повышается быстро и держится на
высоте, соответствующей апогею воображения
в этой первой форме.
Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но, во всяком случае, гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины - образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом - антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами - между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.