Воображение как универсальная человеческая способность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей воображения как универсальной человеческой способности.
Объектом исследования является воображение как один из психологических процессов.
Структура контрольной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы.

Оглавление

Введение
1. Понятие «воображение» в психологии.
2.Воображение как универсальная человеческая способность.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ контрольная работа.docx

— 38.86 Кб (Скачать)

Люди одарены высокоразвитым умом, который отличает их от остального животного мира. Разум не ограничивается только мозгом, а на самом деле является составным целым, состоящим из разведки всего тела, включая мозг. 

Человеческий разум способен воспринимать реальность в высокоразвитых образах, благодаря сочетанию своих  чувств и кондиционирования, но что  действительно делает его особенным, является его способность к зачатию  реальности, или, другими словами, его  сила «воображения».

Человеческий разум обладает способностью пофантазировать и  представить сложные реалии, которые  прокладывают путь для их физического  проявления.

Каждый ребенок и каждый взрослый человек обладает уникальными  предпочтениями, уникальными точками  зрения, желаниями и потребностями. 

Люди имеют гораздо  более сложные предпочтения и  желания, чем другие животные на планете  и поэтому у людей есть возможность  создать расширенную реальность темпами, гораздо быстрее, чем другие существа.

В педагогической и возрастной психологии часто отмечается, что  воображение в жизни ребенка  играет большую роль, чем в жизни  взрослого человека, поскольку оно  способствует его общему развитию, становлению личности, формированию жизненного опыта.

Действительно, одновременно с развитием представлений у  ребенка происходит и развитие воображения, т.е. уже с двух лет ребенок  способен создавать новые образы. Однако чаще всего представления  воображения в этот период формируются  у ребенка непроизвольно, спонтанно  ситуации, в которой он находится.

Лишь к шести годам  воображение приобретает активную форму, при которой сам непосредственный процесс воображения становится произвольным.

 Не вызывает сомнения  тот факт, что воображение ребенка  необходимо развивать с детства,  и особенно интенсивно в «сензитивный»  период его развития – дошкольный  возраст.

В то же время, в высшей школе  не менее остро стоит вопрос о  деятельности человека по созданию новых  образов: профессиональная подготовка будущего специалиста вследствие постоянного  увеличения информационных потоков,  которые необходимо не только анализировать, но и комбинировать, требует более  глубокого осмысления информации и  эффективного планирования деятельности.

Современная педагогическая психология не уделяет достаточного внимания вопросу развития воображения  и творческих способностей студентов.

В связи с этим возникает  проблема организации активной познавательной и творчески ориентированной  деятельности студентов, способствующей накоплению опыта, как основы, без  которой процесс развития воображения  окажется малоэффективным. Подтверждением данного положения является сформулированный Л.С. Выготским закон о том, что  творческая деятельность воображения  находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Следовательно, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение  беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство [№4].

Мы связываем воображение с  той формой мышления, которая на языке философии именуются разумным, теоретическим, постигающим в отличие от рассудочного, или эмпирического.

О существовании этой связи проницательно  писал еще Ф.Шеллинг. Воображение "парит между конечностью и  бесконечностью, или, что тоже самое, опосредствует теоретическую и  практическую сферы" и производит "в этом парении нечто", а  именно - идеи.

 Концептуализация, развертывание  идей в логике понятий - задача  не менее творческая, чем их  генерирование. Как показал В.В.Давыдов,  образование теоретического понятия  - не просто придание новой  формы наличному содержанию (так сказать, "доведение идеи до ума"). Это - открытие нового содержания, конструирование новой предметности знания (не менее творческий характер носит и процесс дальнейшего восхождения мысли от абстрактного к конкретному).

Причем, разум, как и воображение, схватывает всеобщее в вещах и  явлениях практически разом - на материале анализа одного-двух случаев, решения одной-двух задач. И в этом - также их несомненная общность. Однако воображение не "узурпирует" функций мышления, а обеспечивает возможности для их полноценного осуществления.

Возвратимся к обсуждению проблемы реализма воображения. Один известный  авиаконструктор, мимолетом взглянув на чертеж нового самолета, поставил безапелляционный диагноз: "Эта машина летать не будет. Для этого она недостаточно красива". Ему не нужно было, как новичку  или ремесленнику, вдаваться в  расчеты, "поверять алгеброй гармонию". Интуиция, за которой стояла развитая способность видеть целое раньше частей (а эта способность и лежит в основе воображения), гарантировала достоверность диагноза.

Движимая, на первый взгляд, чисто  интуитивными импульсами сила воображения  уверенно инвертирует всеобщее и  единичное, необходимое и случайное, условное и реальное, знаемое и  незнаемое, главное и, казалось бы, второстепенное.

Воображение как фактор поведения  проявляется не только, так сказать, в самостоятельной форме «чистого»  представления воображения, как  это имеет место при представлении  нового для субъекта, никогда им не воспринимавшегося, или при представлении  того, нереальность чего сознает субъект, но и в качестве лишенного самостоятельности  – «связанного» компонента других форм деятельности человека – как  познавательных процессов, так и  практической деятельности: нет области  в повседневной деятельности, где бы не проявлялось, хотя бы и неосознанно, участие нашей фантазии.

Так участвует воображение  и в процессах восприятия, дополняя пробелы сенсорной данности содержания восприятия или искажая вплоть до иллюзии образ восприятия, особенно в неблагоприятных условиях (при  плохой видимости или слышимости, моментальности восприятия и т.д.), в  процессах памяти и больше всего  в процессах мышления при антиципации  будущего, и тем больше, чем менее  оно нам известно и чем более эмоционально переживается это будущее, когда воображение непроизвольно рисует волнующие нас ситуации предстоящей альпинистской экспедиции, первого в жизни публичного выступления или незнакомые нам условия деятельности на новой работе [№7].

 Воображение преодолевает  неясность, неопределенность, заполняет  пробелы и детали нашего неточного  знания об этом будущем и,  создавая соответствующие образы, влияет на наше поведение, рисуя  привлекательность или, наоборот, отталкивающие моменты этого  будущего...

Но во всех этих проявлениях  воображения как фактора, обусловливающего то или иное проявление активности субъекта, резко различаются две  формы его, детерминируемые противоположным  отношением субъекта, целостной личности к представляемому; это переживание воображаемого, с одной стороны, при полной уверенности субъекта в реальной данности представляемого и, с другой стороны, при знании о его нереальности, когда субъект твердо знает, что представляемое в действительности не дано, что это лишь нечто воображаемое. Именно это противоположное отношение субъекта к создаваемым воображением представлениям и является основанием коренного различия в обусловливающей поведение человека функции воображения, в проявлении воображения как фактора поведения.

 

 

 

Заключение.

В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной психологии - это психология научного творчества. Многие исследования, осуществлённые специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества. Один из путей, которым идёт эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т.п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того,  как область знания развивается, в ней многое становится устоявшемся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остаётся долговечным. Благодаря накоплению научных знаний и совершенствованию методик исследования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает потребность в фантазии, и притом в возможно более смелой. Она и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия всё время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое.

В воображении проявляются  все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные  уровни воображения. Различие этих уровней  определяется прежде всего тем, насколько  сознательно и активно отношение  человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в  ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных  своих образов, которая совершается  под воздействием мало-осознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преобразующее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но он может банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

У разных людей воображение, далее, появляется по преимуществу в  различных областях – у одного в одной, у другого в другой. Существенную роль в определении  направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные  с ними специальные очаги эмоциональной  восприимчивости.

 В связи с общим  направлением деятельности человека  и воображение его может быть  наиболее деятельным – у одних  в области практической деятельности  конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного,  у третьего – в области научного  творчества.

В каждом человеке заключен какой – то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение  проявляются по – своему.

 

 

 

 

Список литературы.

  1. 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя.-3-е издание-Москва; Просвещение,1991.-93 с..
  2. Ильенков Э. В.;О воображении: Живые Корни  (http://www.tovievich.ru).
  3. Козубовский В. М., Общая психология: познавательные процессы: Учебное пособие/ В. М. Козубовский.-3-е издание –Минск: Амалфея, 2008, 368с.; 197стр.
  4. А.В.Ляшук, М.Г.Бондарев «Воображение и его использование»// Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. № 4. URL:http://ppip.idnk.ru..
  5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2006.-583с.:-( Серия «Учебник нового века),286с.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2006.-583с.:-( Серия «Учебник нового века), 284 стр.
  7. Р.Г. Натадзе. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.;А. И. Щербаков Хрестоматия по психологии: Учеб пособие для студентов Х91 пед нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение, 1987. 447 с,218Стр. 
  8. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии,  682с., стр. 260.
  9. Петровский А. Л. , Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с., 342стр.. 
  10. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, 672 с.; 204 стр.
  11. www/. Grandars.ru 
  12. http://www.kalitva.ru/143612-vidy-voobrazheniya.html.

 


Информация о работе Воображение как универсальная человеческая способность