Воображение и способы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации фантазии.
Задачами данной работы является:
- изучить классификацию и операции воображения;
- выяснить, что способствует развитию воображения и что препятствует его развитию;
- рассмотреть основные методики развития воображения у детей.

Оглавление

Введение 3 1 Классификация воображения 4
2 Операции воображения 6
3 Способы развития воображения 10
Заключение 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЭкиП-10 КП Пяткова К.Г. Вооброжение и развитие.docx

— 42.07 Кб (Скачать)

и эмоциональное  отношение к пережитому, которое  может отсутствовать в репродуктивном воображении. В этом плане характерен пример Б.М. Теплова, рассказавшего о мальчике 7 – 8 лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие «пострижения в монахи», не знакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Этот крайне наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

     Воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

     Творческое  воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

     Выделяют  образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7 – 8 лет существенно опережает вербальную у всех детей.4 Ранее уже речь шла о работе Вертгеймера, доказавшего сензитивность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

     Важным  моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком

уровне креативности. 

3 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖНИЯ 

     Через творчество у ребенка развивается  мышление. Этому способствуют настойчивость  и выраженные интересы. Отправной  точкой для развития воображения  должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей  в конкретные практические проблемы5.

Развитию  воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию  воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

     К числу некоторых технологий, позволяющих  развивать воображение, принадлежат:

- комплектование - соединение частей (кот в сапогах);

- реинтегрирование - взяв за основу одну идею, достроить ее, создать новую целостную;

- концентрирование - сочетание на основе интегрирования, включения двух (или нескольких) частей в одно целое (шампунь-кондиционер);

- расчленение  или разделение на части (улыбка  Чеширского кота);

перестановка. 

     Принципы  для развития творческого  воображения

     1. Прежде чем приступить к развитию  у детей творческой деятельности, следует сформировать у них  необходимые для этого речевые  и мыслительные навыки.  
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,  
3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.  
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.  
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.  
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Методики  развития воображения 

     1 Формирование условного  действия «Покажи  как» в процессе  слушания сказок  и рассказов: 

     Слушание  речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область  воображаемого. А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее  значение для формирования… внутренней психической активности, без которой  невозможна никакая творческая деятельность».

     Л.С. Славина показала, что слушание рассказов  детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое». Понимание такой  речи «…взрослого, которая не имеет  опоры в ситуации, данной в восприятии или в воспоминании ребенка, является… наиболее важным этапом в развитии речи 2-х и 3-летнего ребенка». Умение воссоздать ситуацию, изложенную в речи, раз сложившись, остается приобретением ребенка и помогает понять другие рассказы. Такое умение, по данным Л.С. Славиной, складывается к 2,5 годам. Автор подчеркивает, что развитие понимания речи находится в прямой зависимости от того, как часто рассказывают детям без картинки, т.е. без опоры на восприятие.

     На  первый взгляд, возникает замкнутый  круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов. Методика воспитания детей раннего возраста решает этот вопрос эмпирически, рекомендует рассказы без показа для детей второго  года жизни. 
Однако представления об услышанном в рассказе не могут возникнуть от простого повторения рассказа. Представление связано с действием и возникает как отражение реального действия. Образ создается как функциональная модель предмета. Правомерно предположить, что в формировании представлений о содержании рассказа ведущую роль должны сыграть действия ребенка как база формирующегося процесса воображения. Народная педагогика почти не использует иллюстрации, поскольку народное творчество устное. Руки ребенка в руках взрослого изображают действия персонажей рассказа. В условиях интимно-эмоционального общения ограничение движений происходит естественно, без принуждения и не вызывает отрицательных эмоций. В тоже время это создает сосредоточенность, необходимую для слушания речи-рассказа.

     В традициях народной педагогики можно  выделить определенную систему приемов  развития воображения в процессе слушания рассказов: вначале – изображение действий в руках взрослого, затем по образцу взрослого, впоследствии – заторможенность движений и мысленное содействие, личностное включение в сюжет.6

     2 «Дорисуй картинку»

     Ребенку предлагается незаконченное изображение  предмета, и его просят назвать  этот предмет. Если ребенку не удается  сразу опознать предмет, ему оказывается  помощь в виде загадок и наводящих  вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его  образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

     Предъявляемые детям незаконченные картинки могут  быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его  частичное изображение. На картинках  может быть любой знакомый детям  объект. Предметные изображения можно  объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при  изучении соответствующей группы на других занятиях.

     3  «Придумай рассказ»

     Ребенку предъявляются картинки (с животными, транспортом, природой и т.д.), по которым  нужно придумать сказку. А затем  эту сказку нарисовать.

     4 Развитие воображения с помощью музыки

       Прослушать вместе с ребенком  какую-либо музыкальную композицию (лучше классическую), при этом  первоначально дать ребенку указания, что он должен слушать с  закрытыми глазами. Затем спросить  ребенка, что он себе представил  подробными наводящими вопросами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Элементом мышления и составной частью творчества является воображение.

     Благодаря воображению человек может изобретать, творить, тем самым продвигаясь  по лестнице прогресса; может планировать  деятельность; связывать временные  потоки (прошлое, настоящее, будущее); управлять  своим состоянием (например, через  работу воображения в аутотренинге). Воображение может быть и способом ухода от реальности.

     Воображение может быть активным и пассивным. Активные образы вызываются усилием  воли. Пассивное может быть непреднамеренным, когда образы возникают сами собой, и преднамеренным, когда создаются грезы, фантазии. Оно может быть творческим и воссоздающим.

     К числу некоторых технологий, позволяющих  развивать воображение, принадлежат:

     комплектование - соединение частей (кот в сапогах);

     реинтегрирование - взяв за основу одну идею, достроить ее, создать новую целостную;

     концентрирование - сочетание на основе интегрирования, включения двух (или нескольких) частей в одно целое (шампунь-кондиционер);

     расчленение или разделение на части (улыбка Чеширского кота);

     перестановка.

     Воображение - специфическая форма психической деятельности, которая, вероятно, свойственна только человеку. Нам и сегодня не все известно о механизме этого процесса, его анатомо-физической основе. Все же известно, что работа воображения связана не просто с корой головного мозга, но с такими ее разделами, как гипоталамо – лимбическая система. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

1 Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003.

2 Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по      психологии. М., 1987.

3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

4 Ильенков Э. В. О воображении// Народное образование. — 1968. 

5 Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996

6 Интернет ресурс -  http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Воображение и способы его развития