Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа
Личность- сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно- историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
Понятие "личность" в психологии.
Изучение психологических особенностей военнослужащих.
Особенности использования метода наблюдения.
Беседа важнейший метод исследования индивидуальных особенностей.
Методы изучения общественного мнения.
Схема изучения общественного мнения.
Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
Национально-психологические особенности военнослужащих.
Список использованной литературы.
В далеком
1913 году Главным управлением военно-
Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение.
честь товарищей нераздельна. Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества».
С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной
службе,
не раз участвовали в
К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллекти-
вах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека. Командир же, призванный руководить воинским коллективом, должен учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных.
Он должен относиться с уважением к военнослужащим, имеющим больший опыт службы и уровень воинского мастерства, к тем, кто реально является его опорой в поддержании боеготовности подразделений, успешном выполнении учебно-боевых и служебных задач, поддержании правопорядка, дисциплины и здорового морально-психологического климата в коллективе. А того, кто в качестве самоутверждения и способа жизни избирает моральное и физическое подавление слабых, откровенное «паразитирование» за счет сослуживцев, выпячивает национальные, региональные или другие особенности, занимается вымогательтвом личных вещей и имущества у слабых и неопытных сослуживцев, подвергать справедливой критике. Из-за таких сослуживцев в нашей армии ежегодно сотни молодых людей теряют здоровье, а порой - жизни, а армия теряет свой авторитет. Бороться с «неуставщиной» - дело не только командира, а и целого коллектива. Порой при безмолвном попустительстве коллектива один-два негодяя измываются над всеми остальными. Поэтому каждому стоит задуматься и пересмотреть взгляд на собственное отношение к «безмолвию» души, которое оборачивается предательской трусостью, инфантильностью, рабской покорностью.
Ведь пока мы сами не научимся и не станем уважать себя, нас не начнут уважать другие.
Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:
- слабая
исполнительность и низкое
- стремление
некоторых военнослужащих
- неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);
- отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);
- действия,
направленные на
-другие причины
(19%).
Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и
сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости .
При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда
являются
негативными, например, если в результате
конфликта победу одержала
справедливость, если разрешено противоречие,
такой конфликт признается позитивным.
Его результатом может стать:
- улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;
- улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и
правопорядка и др.
Но немало
конфликтов, возникающих между
- физическое
насилие и моральное
- разрыв
позитивных межличностных
- снижение качества воинской деятельности и социальной активности:
- острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:
- совершение
грубых дисциплинарных
Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:
- низкая
культура общения, грубость, невежество
и нетерпимость к чужому
- эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;
- негативизм в поведении и отношениях;
- отрицательная
установка на сослуживцев,
- стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.
Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.
Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.
Основой
решения данной задачи является повышение
общей и коммуникативной
Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.
Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Уметь извлекать полезное из этих отношений, делающее нас мудрыми и успешными.
На основе
элементарных основообразующих знаний
формируются более сложные
К числу
наиболее важных умений здесь следует
отнести следующие: быстро устанавливать
контакты с окружающими: оказывать
благоприятное впечатление (
Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности , доброжелательности к людям и др.
Прочно
сформированные и глубоко осознанные
знания, умения и навыки постепенно
«автоматизируются» во внутреннем плане
и таким образом
Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.
Наряду с признанием важности мотивационно-потребностной сферы личности нельзя обойти вниманием способности – как особое психологическое условие результативности той или иной деятельности.
Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры . Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи
самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.
Основными
способами совершенствования
- публичные
выступления на собраниях,
- самостоятельные
тренировки (тренинги) аргументации
доказательства в споре,
- индивидуальные
беседы с командирами,
- составление
и последующий критический
- самонаблюдение
и самоотчет о своем поведении
в различных ситуациях
- аутогенные
тренировки с целью повышения
доверия к себе и уверенности
в своих силах; - групповые социально-
Представленный в ходе изучения данного учебного вопроса материал может и должен быть взят за основу длительного, целенаправленного и комплексного процесса самосовершенствования личности военнослужащего с акцентом на формирование его культуры отношений с сослуживцами.
В качестве
же практических, ситуативных способов
улучшения межличностных
Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:
- формирование
у себя привычки терпимого
и даже заинтересованного
- целенаправленное
и осознанное подавление