Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:40, контрольная работа
Цель данной работы – определить и описать волевые качества личности и их формирование.
Исходя из цели работы, можно определить ряд взаимосвязанных задач:
1. Дать характеристику понятию воля, определить основные функции воли.
2. Изучить классификацию волевых свойств личности
3. Изучить этапы формирования волевых качеств личности.
1.1 Введение 3
1.2 Воля, основные функции воли. 4-5
1.3 Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств 6-7
1.4 Классификация волевых качеств В.К.Калина 8-9
1.5 Развитие волевых качеств личности 10-11
Часть 2. Исследование волевых качеств личности
2.1. Цель исследования 12
2.2 Описание выборки испытуемых 13
2.3 Методика исследования «Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна» 14
2.4 Методика исследования «Тест-опросник измерения мотивации достижения 15 М.Ш.Магомед-Эминова»
2.5 Методика исследования «Тест-опросник субъективной локализации контроля 16-17 Дж.Роттера»
Заключение 18-19
Список литературы 20
Приложение: экспериментальный материал к опросникам Э.Шейна, М.Ш.Магомед- 21 Эминова, Дж.Роттера
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Санкт-Петербург, 2002г.
2. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.
3. Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Санкт-Петербург, 2006г
4. Смирнов Б.Н. Категории, принципы и методы психологии. М., 1983.
Часть 2. Исследование волевых качеств личности
2.1 Цель исследования
Определить и описать волевые качества личности с помощью трёх методик:
2.2. Описание выборки испытуемых
Для этого исследования я выбрала трёх человек с разной возрастной категорией и родом занятости, чтобы определить какие волевые качества проявляются у каждого из них.
2.3. Методика диагностики ценностных
ориентаций в карьере
(Э.Шейн, перевод и адаптация
В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
«Якоря карьеры» — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Проведя исследование по данной методике, я выявила следующие карьерные ориентации у моих испытуемых.
Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других - это не их, они - предприниматели по духу, и цель их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании - собственный бизнес.
2.4. Методика исследования «Тест-опросник измерения мотивации достижения М.Ш.Магомед-Эминова»
Тест-опросник для
измерения мотивации достижения предназначен
для диагностики двух обобщенных устойчивых
мотивов личности: мотива стремления к
успеху и избегания неудачи. При этом оценивается,
какой из этих двух мотивов у испытуемого
доминирует.
1. Елена – 68баллов
2. Антон – 69баллов
3. Михаил – 94балла
Таким образом, можно сделать вывод, что у всех испытуемых преобладает мотив стремления к успеху.
2.5 Методика исследования «Тест-опросник субъективной локализации контроля Дж.Роттера»
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.
Шкала общей интернальности: +10; -14
Шкала интернальности в области достижения: +2; -3
Шкала интернальности в области неудач: +3; -4
Шкала интернальности в семейных отношениях: +3; -3
Шкала интернальности в области производственных отношений: +2; -3
Шкала интернальности в области межличностных отношениях: +2; 0
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни: +2; -2
Шкала общей интернальности: +14; -13
Шкала интернальности в области достижения: +3; -4
Шкала интернальности в области неудач: +6; -6
Шкала интернальности в семейных отношениях: +4; -4
Шкала интернальности в области производственных отношений: +3; -2
Шкала интернальности в области межличностных отношениях: +2; -1
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни: +2; 0
Шкала общей интернальности: +19; -21
Шкала интернальности в области достижения: +5; -6
Шкала интернальности в области неудач: +5; -6
Шкала интернальности в семейных отношениях: +5; -5
Шкала интернальности в области производственных отношений: +4; 4
Шкала интернальности в области межличностных отношениях: +2; -2
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни: +2; -2
По шкале общей интернальности у всех испытуемых высокий показатель, который соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом.
По шкале интернальности в области достижений у всех испытуемых высокий показатель, который соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоцианально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем.
По шкале интернальности в области неудач у всех испытуемых высокий показатель, который говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах.
По шкале интернальности в семейных отношениях у всех испытуемых высокий показатель, который означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
По шкале интернальности в области производственных отношений у всех испытуемых высокий показатель, который свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе.
По шкале интернальности в области межличностных отношений у Антона и Михаила высокий показатель, который свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. У Елены низкий показатель указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими.
По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни у Елены и Михаила высокий показатель, который свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. У Антона низкий показатель, который свидетельствует о том здоровье и болезнь является результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.