Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1 ВНИМАНИЕ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Внимание и его функции……………………………………………………5
1.2 Теории и физиологические основы внимания…….……………………... 7
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
2.1 Непроизвольное внимание…………………………………………………16
2.2 Произвольное внимание…………………………………………………...20
2.3 Послепроизвольное внимание……………………………………………..22
3 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 31
Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, например, ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. [11]
Вторая
группа причин, вызывающих непроизвольное
внимание, связана с соответствием
внешних раздражителей
Третья
группа причин связана с общей
направленностью личности. То, что
нас интересует больше всего и
что составляет сферу наших интересов,
в том числе и
В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным. [3]
Выделяют
три разновидности
1.
Вынужденное внимание. Оно определяется
такими факторами, как
2.
Невольное внимание. Данная разновидность
определяется как зависимая не
столько от видового, сколько
от индивидуального опыта
3.
Привычное внимание, являясь по
сути непроизвольным, независимым
от наших желаний и намерений
ещё больше
Вынужденное,
невольное и привычное внимание
как разновидности
2.2 Произвольное
внимание
Произвольное внимание свойственно лишь человеку. [2] Основной факт, указывающий на наличие у человека данного внимания, не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредотачивать внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется. [2]
Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. [3]
Произвольное внимание соответствует нашим целям и планам, а следовательно, оказывается результатом активности личности. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется особенностям стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить своё внимание на чём-либо – отличительная черта всех случаев данного внимания. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Как было показано Л. С. Выготский, на ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. [3]
Произвольное
внимание имеет несколько
1.
Собственно произвольное
2. Волевое внимание. Необходимость
в волевом внимании возникает
в ситуации конфликта между
выбранным объектом или
3.
Выжидательное внимание. Выжидание
как разновидность внимания
Напряжение
выжидательного внимания совершается
кратковременными волнами, каждая из которых
продолжается не более нескольких секунд.
В паузах между ними наступает
или полное бездействие, или переход
к непроизвольному вниманию –
привычному при благоприятных условиях
и невольному при отвлечениях.
2.3 Послепроизвольное
внимание
Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит" в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.[4] Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Ученику приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Ученик все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. [11]
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес. [3]
Этот вид внимания – совершенно особая, высшая форма активности личности. За ней стоит не только целенаправленность деятельность, но и интерес к ней. [5]
Различая
произвольное и непроизвольное внимание,
не нужно, однако, отрывать одно от другого
и внешне противопоставлять их друг
другу. Не подлежит сомнению, что произвольное
внимание развивается из непроизвольного.
Учет этого перехода непроизвольного
внимания в произвольное и произвольного
в непроизвольное имеет центральное значение
для правильного теоретического отображения
реального протекания процессов внимания
и для практической правильной организации
работы, в частности учебной. [12]
3. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Внимание
обладает рядом свойств, которые
характеризуют его как
Заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. [3]
Устойчивость зависит от понимания человеком важности, значимости выполняемой работы. [8]
Устойчивость
внимания зависит, конечно, помимо того,
от целого ряда условий. К числу их
относятся: особенности материала,
степень его трудности, знакомости,
понятности, отношение к нему со стороны
субъекта степени его интереса к данному
материалу и, наконец, индивидуальные
особенности личности. Среди последних
существенна, прежде всего, способность
посредством сознательного волевого усилия
длительно поддерживать свое внимание
на определенном уровне, даже если то содержание,
на которое оно направлено, не представляет
непосредственного интереса, и сохранение
его в центре внимания сопряжено с определенными
трудностями. [5]
2.
Концентрация внимания
Означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Наряду
с этим пониманием концентрации внимания
под концентрированным
Объединение
в понятии концентрации интенсивности
и узости внимания исходит из той
предпосылки, что интенсивность
внимания и его объем обратно
пропорциональны друг другу. Эта
предпосылка в общем правильна, лишь когда
поле внимания состоит из элементов, друг
с другом не связанных. Но когда в него
включаются смысловые связи, объединяющие
различные элементы между собой, расширение
поля внимания дополнительным содержанием
может не только не снизить концентрированности,
но иногда даже повысить ее. Мы потому
определяем концентрацию внимания только
интенсивностью сосредоточения и не включаем
в нее узости внимания. [5]
Информация о работе Внимание: виды, свойства, функции и теории