Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:04, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Явление и определение внимания. Его характерные
особенности……………………………………………………….….……..……4
Свойства внимания……………………………………………………..………..4
Функции и виды внимания……………………………………….…..………….7
Глава II. Способы развития внимания……………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………….………15
Список использованной литературы……………………………………….......17
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец,
можно различать чувственное и интеллектуальное
внимание. Первое по преимуществу связано
с эмоциями и избирательной работой органов
чувств, а второе — с сосредоточенностью
направленностью мысли. При чувственном
внимании в центре сознания находится
какое-либо чувственное впечатление, а
в интеллектуальном внимании объектом
интереса является мысль.
Внимание,
как и все остальные
Историю развития внимания, как и многих других психических Функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное
внимание возникает из того, что
окружающие ребенка люди «начинают
при помощи ряда стимулов и средств
направлять внимание ребенка, руководить
его вниманием, подчинять его
своей власти и этим самым дают
в руки ребенка те средства, с
помощью которых он впоследствии
и сам овладевает своим вниманием».
Культурное развитие внимания заключается
в том, что при помощи взрослого
ребенок усваивает ряд
Различия
в характеристиках
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Слово,
которым пользуется взрослый, обращаясь
с ребенком, появляется первоначально
в роли указателя, выделяющего для
ребенка те или иные признаки в
предмете, обращающего его внимание
на эти признаки. При обучении слово
все более и более направляется
в сторону выделения
Попытаемся
теперь в виде своеобразного «
1.
Первые недели-месяцы жизни.
2.
Конец первого года жизни.
3.
Начало второго года жизни.
Обнаружение зачатков
4.
Второй-третий год жизни.
5.
Четыре с половиной – пять
лет. Появление способности
6.
Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7.
Школьный возраст. Дальнейшее
развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая
волевое.
Существуют
различные тесты на внимания и
упражнения на его тренировку, которые
можно использовать при обучении
детей, потому что они как интересны,
так и полезны для общего развития
ребенка.
Заключение
Итак,
можно ли научиться быть внимательным,
научиться искусству
Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).
Во-вторых,
необходимо создать соответствующую
характеру работы обстановку. Некоторые
люди могут сосредоточенно работать
при любых условиях, однако для
большинства очень важны
В-третьих,
необходимо учитывать, что сосредоточенность
усиливается действием
В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать (см. Приложение №1). Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.
Наше
внимание также требует к себе
внимания. От умения организовать его
работу зависит эффективность многих
видов деятельности, связанных с
запоминанием. Уделим своему вниманию
5 - 10 минут в день, и результаты
не замедлят сказаться.
Список
использованной литературы
1Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.
2. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания
3. Петровский А.В. Введение в психологию.
4 Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Психология человека.
Информация о работе Внимание и его психологическая характеристика