Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:33, реферат
В своей работе я рассказала о важнейшем познавательном процессе – внимании. Дала характеристику основным видам внимания, рассказала о психологических теориях и о свойствах внимания. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее – атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения – очень ценное свойство человека.
Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности IОлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение.
Следующее свойство внимания - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Показателем объема внимания является количество, ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. [Еникеев М.И., 2007: 40 стр.]
Глава 5. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит, только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.
Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В Пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития.
Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка. [Маклаков А.Г., 2005: 370 стр.]
Заключение. Таким образом, я рассмотрела психологические теории, основные виды, свойства и этапы развития внимания. Написав эту работу, я узнала много интересного о внимании. Во-первых, я узнала, что же такое внимание. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности. Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание – это организация психической деятельности человека в данный отрезок времени, направленная на наилучшее восприятие и познание объектов, явлений, информации, представляющие для него интерес и значение. Оно обладает свойствами направленности, интенсивности, сосредоточенности, широты, распределения и устойчивости. Бывает внутренним и внешним.
При рассмотрении вопроса о развитии внимания, я рассмотрела основные этапы развития внимания ребенка. Внимание ребенка развивается в два этапа. Первый этап – это дошкольное развитие. В этом этапе развивается внимание, которая вызвана факторами внешней среды. А второй этап – это школьное развитие. В этом этапе ребенок приучается к дисциплине и у него развивается внутренне внимание.
Таким образом, внимание является важнейшим компонентом человеческого сознания. Если внимание не развита, то невозможен умственная и физическая деятельность человека. Поэтому внимание нужно постоянно развивать.
Список использованной литературы:
1. А.М.Столяренко «Психология и педагогика», М., Юнити, 2001.
2. Р.С.Немов «Психология», М., 2001.
3. А.Г.Маклаков «Общая психология», Питер, 2005.
4. М.И.Еникеев «Общая и социальная психология», М., Проспект, 2007.
5. В.В.Богословский «Общая психология», М., Просвещение, 1981.
3
Информация о работе Внимание и его психологическая характеристика