Влияние физического развития на успеваемость учащихся
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 07:59, реферат
Краткое описание
В Научно-исследовательском институте возрастной физиологии и физического воспитания в течение ряда лет с помощью индивидуализирующего метода проводилось наблюдение за динамикой физического развития учащихся восьмилетних общеобразовательных школ (I, II, III, IV, VII и VIII классы различных школ г. Ярославля). Одновременно с обследованием физического развития у части учащихся были определены различные показатели работоспособности организма. От учителей на каждого школьника была получена характеристика успеваемости.
Файлы: 1 файл
Влияние физического развития
на успеваемость учащихся
В Научно-исследовательском
институте возрастной физиологии и физического
воспитания в течение ряда лет с помощью
индивидуализирующего метода проводилось
наблюдение за динамикой физического
развития учащихся восьмилетних общеобразовательных
школ (I, II, III, IV, VII и VIII классы различных
школ г. Ярославля). Одновременно с обследованием
физического развития у части учащихся
были определены различные показатели
работоспособности организма. От учителей
на каждого школьника была получена характеристика
успеваемости.
Известно, что величина одного функционального
показателя не отражает еще уровня работоспособности
организма в целом. Величина же нескольких
показателей, причем относящихся к функциям
различных физиологических систем организма,
в совокупности дает более полную характеристику
состояния работоспособности человека,
и в частности ребенка. С помощью методики
дозирования работы во времени по корректурным
таблицам Анфимова, состоящим из отдельных
зрительных раздражителей - букв, были
получены показатели так называемой «общей»,
умственной, работоспособности учащихся.
Дозированное задание было для учащихся
всех классов единым по времени (4 минуты),
содержанию - вычеркивалась одна буква
в первой части задания - и словесной инструкции
- вводился одинаковый тормозной агент
(дифференцировочное торможение) во второй
части задания.
По корректурным таблицам определялись:
количественный показатель (число просмотренных
букв) и три качественных показателя -
общее число ошибок на каждые 500 просмотренных
знаков, число ошибок, связанных с введением
дифференцировочного торможения на 200
просмотренных знаков, коэффициент К - отношение всего числа
просмотренных букв к числу букв, просмотренных
в первой части работы.
Физиологи, применявшие эту методику в
своих исследованиях, считают, что корректурная
методика и коэффициент К, характеризующий протекание
тормозных процессов, позволяют, таким
образом, получить относительное представление
о функциональных изменениях высшей нервной
деятельности детей.
Многолетнее использование в работах
сектора гигиены Института физического
воспитания и школьной гигиены методики
дозирования работы во времени параллельно
с условно-рефлекторными методиками (зрительно-моторной),
убеждают, что она позволяет получать
показатели работоспособности, наиболее
адекватно отражающие в каждый отрезок
времени (учебного дня, учебной недели,
года) функциональное состояние центральной
нервной системы организма учащихся.
Уровень физического развития каждого
учащегося был установлен по совокупности
трех показателей: длины тела, веса тела
и окружности грудной клетки в точном
соответствии с принятыми правилами. Для
этой цели были использованы оценочные
таблицы - шкалы регрессии по росту, разработанные
НИИ физического воспитания и школьной
гигиены для оценки физического развития
мальчиков и девочек 7-15 лет - учащихся
школ гг. Ярославля, Рязани и Иванова.
В итоге комплексного исследования удалось
получить показатели, характеризующие
уровни физического развития, степень
работоспособности и успеваемости учащихся
младшего и среднего школьного возраста.
Индивидуальные показатели работоспособности
после необходимых вычислений были подвергнуты
вариационно-статистической обработке:
вычислены средняя величина каждого показателя,
сигмальные отклонения, ошибки средних
для каждой возрастно-половой группы учащихся
или школьников класса.
На основании исчисленных параметров
вариационных рядов индивидуальные показатели
как «общей», умственной, так и мышечной
работоспособности, в зависимости от их
конкретных величин, были отнесены в ту
или иную группу: низкие, ниже средних,
средние, выше средних, высокие.
Таким образом, на основании количественного
выражения показателей физического развития
и работоспособности были получены распределения
индивидуальных данных по качественным
градациям.
В дальнейшей обработке были использованы
способы математической статистики - способ х2, уравнение прямой
и др. Это позволило непосредственно подойти
к анализу результатов исследования и
проследить, в какой взаимосвязи находятся
у учащихся уровни их физического развития,
успеваемости и, степени работоспособности
организма.
Наши многолетние наблюдения в ходе экспериментальных
исследований по изучению динамики работоспособности
учащихся в процессе учебных занятий,
общественно полезного и производительного
труда свидетельствуют о том, что, при
прочих равных условиях (возраст, режим
дня, учебная нагрузка), «общая» работоспособность
девочек не отличается от работоспособности
мальчиков.
В. А. Правдолюбов также пришел к выводу,
что в отношении «общей» работоспособности
«между мальчиками и девочками существенной
разницы не наблюдается».
Полученные нами показатели «общей», умственной,
работоспособности мальчиков и девочек
в пределах одного класса (1-2-я возрастно-половые
группы) существенно не разнятся между
собой (различия не выходят за пределы
ошибок сравниваемых средних величин).
Это позволило нам в дальнейшем анализе
все результаты исследования «общей»
работоспособности объединить, соблюдая
лишь качественную однородность по возрасту,
успеваемости (успевает, не успевает),
физическому развитию (среднее, выше среднего,
ниже среднего, низкое).
Качественные и количественные показатели
общей работоспособности учащихся. В большинстве
случаев внутри возрастной группы (класса)
по абсолютным числовым величинам показатели
интенсивности работы и качества работы
не коррелируют между собой. На это указывает
весьма низкая величина коэффициента
корреляции - 0,120-0,475.
С возрастом, по мере повседневной тренировки
и совершенствования высшей нервной деятельности
организма в процессе обучения, «общая»
работоспособность учащихся повышается.
Об этом с достаточной убедительностью
свидетельствуют результаты дозирования
заданий: повышение от класса к классу
интенсивности работы (количества работы,
выполненной за единицу времени) при улучшении
ее качества (снижение ошибок на 500 просмотренных
знаков и особенно ошибок на дифференцировку).
Так, показатель интенсивности работы
учащихся первых классов (от таковой старшеклассников)
составляет 39%, а качество при этом почти
в два раза худшее. В возрастном разрезе
(между классами) проявляется довольно
отчетливая обратная связь между абсолютными
величинами количественных и качественных
показателей, «общей» работоспособности
учащихся.
Темп прироста количественных показателей
«общей» работоспособности учащихся от
класса к классу протекает волнообразно,
подобно нарастанию других количественных
и качественных признаков, характеризующих
рост и развитие детей.
Так, наиболее значительный темп прироста
показателя интенсивности работы учащихся
приходится на первый (7-8 лет), четвертый
и пятый годы обучения: соответственно
37 и 50% (за 100% - исходную относительную величину
- принят количественный показатель, полученный
при обследовании детей I класса). Менее
выражены темпы прироста интенсивности
работы у учащихся от III к IV (21 %), от V к VI
и от VII к VIII классам (9,8%). Ничтожно мал темп
прироста интенсивности работы на шестом
году обучения (1,9%). Распределение учащихся
на основании абсолютных величин показателей
их «общей» работоспособности по качественным
градациям позволило выявить довольно
тесную связь между градациями по интенсивности
работы и градациям по ее качеству. При
прочих равных условиях, высоким показателям
интенсивности чаще соответствуют и более
высокие показатели качества работы. Наоборот,
низким показателям интенсивности работы
более часто соответствуют и низкие показатели
качества работы. Такая закономерная зависимость
между отдельными показателями «общей»
работоспособности проявляется как у
учащихся первых, так и других классов.
Это подтверждается большой величиной
коэффициента согласия и достаточной
величиной коэффициента ассоциации.
Рассмотрим теперь, согласуются ли в какой-либо
мере уровни показателей работоспособности
учащихся с их успеваемостью.
Распределение обследованных учащихся
по группам в зависимости от их успеваемости
и уровня показателей «общей» работоспособности
показывает, что такая зависимость существует.
Высокий показатель - «К», свидетельствующий о хорошей
подвижности основных нервных процессов
в коре головного мозга, малое число ошибок
(общих и на дифференцировку) чаще встречаются
среди успевающих учеников и реже среди
неуспевающих. Опять-таки подобная зависимость
проявляется во всех возрастных группах.
В пользу того, что это явление закономерно,
а не случайно, говорят значительные величины
коэффициента согласия и достаточные
величины коэффициента ассоциации.
Меньшая частота распространенности низких
показателей работоспособности среди
успевающих учащихся всех классов (22%)
и, наоборот, большая частота распространенности
таких показателей среди неуспевающих
учащихся (35%) подтверждается высокой достоверностью
разности этих сравниваемых частот. Если
бы в основе исчисления каждого из сравниваемых
относительных частот лежало равное число
наблюдений - 200, а не 1019 и 147, то, руководствуясь
таблицами А. Я. Боярского и величиной
меньшего из обоих показателей, вполне
достоверным можно считать расхождение
в 8,6%. В нашем же случае расхождение между
сравниваемыми относительными частотами
составляет 13%. Такое расхождение, следовательно,
является существенным, не случайным.
О более низком уровне работоспособности
неуспевающих по сравнению с успевающими
говорят также и абсолютные величины всех
показателей «общей» работоспособности.
Разность сравниваемых средних каждого
из показателей в высокой степени достоверна.
Особенно наглядно такое различие проявляется
при сопоставлении относительных величин
показателей «общей» работоспособности.
Примем показатель интенсивности работы
хорошо и отлично успевающих учеников
за 100% и выразим по отношению к нему интенсивность
работы средне успевающих и неуспевающих.
К примеру возьмем IV класс: оказывается,
что интенсивность работы учащихся средне
успевающих составляет здесь 94%, а неуспевающих
- 65%. При меньшей интенсивности качество
работы у неуспевающих учеников оказывается
более низким. Так, количество ошибок на
дифференцировку, допускаемых отлично
и хорошо успевающими учащимися того же
IV класса, составляет 45% от абсолютного
числа ошибок у учащихся неуспевающих.
Подобное различие, отмеченное также В.
А. Правдолюбовым, проявляется по всем
классам.
Далее оказывается, что среди неуспевающих
учащихся более часто, нежели среди успевающих,
встречаются мальчики и девочки с физическим
развитием ниже среднего и низким, при
отсутствии, как уже указывалось выше,
каких-либо существенных отклонений в
состоянии здоровья.
В градациях выше среднего и среднего
физического развития, по всем классам
вместе, неуспевающие учащиеся встречаются
лишь в 8% случаев, в градациях же ниже среднего
физического развития - в 40% случаев.
Взаимозависимость рассматриваемых явлений
закономерно проявляется во всех классах.
Это подтверждают опять-таки большие коэффициенты
согласия и достаточно высокие коэффициенты
ассоциации.
Итак, анализ результатов исследования
«общей» работоспособности учащихся в
зависимости от их успеваемости и физического
развития позволяет прийти к заключению,
что все три рассматриваемых явления находятся
между собой в довольно тесной взаимосвязи.
Неуспевающие учащиеся, как правило, обладают,
при прочих равных условиях (сон, питание,
пребывание на воздухе), более низкими
уровнями «общей» работоспособности и
ниже среднего и низким физическим развитием.
Наоборот, отлично, хорошо и средне успевающие
учащиеся обладают относительно более
высоким уровнем «общей» работоспособности
организма, а также высоким, выше среднего
и средним физическим развитием. Очевидно,
дети, имеющие ниже среднего и низкое физическое
развитие, обладают не только более низкой
«общей» работоспособностью организма.
Чтобы убедиться в этом или, наоборот,
отвергнуть возникшее предположение,
обратимся к результатам изучения показателей
мышечной работоспособности тех же учащихся,
у которых изучалось состояние «общей»
работоспособности.
Показатели мышечной работоспособности
мальчиков и девочек в пределах одного
класса существенно различаются. Поэтому
вычисление параметров вариационных рядов
показателей производилось раздельно
не только по классу (году обучения), но
и по полу. У девочек и у мальчиков одного
года обучения все показатели мышечной
работоспособности сильно варьируют.
Больше всего варьирует количество работы
(коэффициент вариации - 54-57%) и выносливость
(30-44%). Это отмечают и другие исследователи
в отношении статической выносливости
школьников. Коэффициенты вариации этих
показателей выше у учащихся младшего
школьного возраста и ниже у мальчиков
и девочек VII и VIII классов. Видимо, абсолютная
величина всех показателей мышечной работоспособности
в большей мере, особенно в младшем школьном
возрасте, зависит от индивидуального
развития и тренированности организма
к физическим нагрузкам. По мере же роста
и развития диапазон индивидуальных различий
как у девочек, так и у мальчиков в средних
и старших классах становится менее выраженным.
Степень утомления у девочек примерно
такая же, как и у мальчиков, различия редко
выходят за пределы ошибок средних. Все
же остальные показатели мышечной работоспособности
девочек по всем классам ниже, чем у мальчиков.
Так, объем работы девочек I, VII и VIII классов
составлял 66-68% от объема мышечной работы,
выполняемой до отказа мальчиками того
же класса, а выносливость - сопротивляемость
утомлению - при выполнении мышечной работы
соответственно 81-84%.
В III и IV классах показатели объема работы
и выносливости девочек составляют относительно
большую величину от соответственных
показателей мальчиков (82-88%), чем в I, II
и старших классах. Мощность работы и максимальная
сила у девочек с возрастом составляют
все меньшие относительные величины от
средних абсолютных величин соответственных
показателей мальчиков тех же классов.
Величины всех показателей работоспособности
девочек и мальчиков младших классов,
как уже указывалось, существенно отличаются
от соответственных показателей учащихся
старших, восьмых классов.
Высокие темпы прироста отдельных показателей
мышечной работоспособности мальчиков
и девочек приходятся на разные возрастные
периоды. Так, наибольший темп прироста
максимальной силы как у мальчиков, так
и у девочек приходится на период от 9 до
10 лет, а затем на период 13-14 лет. Замедление
темпов прироста этого показателя отмечается
у девочек в период 10-11 и 14-15 лет. У мальчиков
темп прироста максимальной силы также
несколько снижается в период 11 -13 лет
по сравнению с периодом 9-10 лет, однако
он выше, чем у девочек этих же возрастов.
Темп прироста выносливости у мальчиков
и девочек в возрасте 9-10 лет одинаков;
в возрасте 10-11 лет он нарастает у тех и
других, однако у первых более значительно,
чем у вторых. В период 11-14 лет темп прироста
выносливости у девочек снижается, у мальчиков
же хотя и замедляется, но остается на
более высоком уровне, чем у девочек. Второе
значительное усиление темпов прироста
мышечной выносливости как у мальчиков,
так и у девочек наблюдается в период 14-15
лет.
Таким образом, наибольшие темпы прироста
силы и выносливости приходятся на разные
возрастные периоды. Между величинами
показателей силы и выносливости у мальчиков
и девочек отсутствует по всем классам
сколько-нибудь выраженная корреляция
(коэффициенты корреляции +0,11 и +0,03). То
же отмечается другими авторами в отношении
максимальной силы и выносливости к статическим
напряжениям. В то же время между объемом
мышечной работы и выносливостью во всех
возрастных периодах у них проявляется
прямая и довольно тесная зависимость
- коэффициент корреляции от +0,715 до + 0,900.
Все показатели мышечной работоспособности
находятся у учащихся в связи с уровнями
их физического развития.
Более высокие величины показателей количества
работы, выносливости, мощности свойственны
учащимся высокого, выше среднего и среднего
физического развития. Наоборот, низкие
величины этих же показателей чаще встречаются
в группах учащихся среднего и низкого
физического развития. Указанная зависимость
степеней мышечной работоспособности
от уровня физического развития закономерно
проявляется во все возрастные периоды
как у девочек, так и у мальчиков. Подтверждениями
этого служат большие величины коэффициентов
согласия и достаточная величина коэффициентов
ассоциации. Несколько менее эта связь
выражена по показателю максимальной
силы.
Зависимость степени мышечной работоспособности
от уровня физического развития подтверждается
и сопоставлением абсолютных средних
величин отдельных показателей этого
вида работоспособности мальчиков и девочек
11 и 15 лет высокого, среднего, ниже среднего
и низкого физического развития.
При физическом развитии ниже среднего
средние величины мощности, объема работы,
выносливости (в сек) и сопротивляемости
утомлению меньше, чем при среднем и особенно
выше среднего физическом развитии. Эти
различия существенны, так как разность
сопоставляемых средних в высокой степени
достоверна во всех случаях.
Несущественными при разном уровне физического
развития оказываются лишь расхождения
средних величин максимальной силы у мальчиков
и девочек 11 и 15 лет.
Итак, у учащихся ниже среднего и низкого
физического развития, как правило, наблюдаются
не только низкие показатели «общей» работоспособности,
но и меньшие показатели мышечной работоспособности.
Отметим, что сопоставление качественных
градаций по показателям «общей» и мышечной
работоспособности в отдельных возрастных
группах указывает на отчетливую связь
менаду ними.
В сопоставляемых градациях показателей
«общей» работоспособности: высокие, средние,
ниже средних и низкие - с соответственными
градациями по показателям мышечной работоспособности
коэффициент согласия х2 колеблется от 6,71 до 25,8 (при двух
и одной степенях свободы), вероятность
состоятельности «нуль-гипотезы» очень
мала, коэффициент ассоциаций +0,615 до +0,920.
Подобное согласование, видимо, распространяется
и на другие функциональные показатели.
Так, по данным длительных наблюдений
за динамикой работоспособности учащихся
пятых классов, было установлено, что сопоставляемые
качественные градации «общей» и мышечной
работоспособности согласуются не только
между собой, но и с соответственными градациями
зрительно-моторных реакций.
Высоким и средним уровням «общей» и мышечной
работоспособности учащихся в большей
мере соответствуют быстрые и умеренные
латентные периоды зрительно-моторной
реакции, меньшая частота срывов дифференцировочной
реакции и последовательного торможения.
Таким образом, бесспорно, что, при прочих
равных условиях (одинаковый режим дня,
отсутствие утомления), уровни различных
физиологических функций, в совокупности
обусловливающие работоспособность организма,
находятся между собой в тесной взаимосвязи.
Информация о работе Влияние физического развития на успеваемость учащихся