Влияние физического развития на успеваемость учащихся
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 07:59, реферат
Краткое описание
В Научно-исследовательском институте возрастной физиологии и физического воспитания в течение ряда лет с помощью индивидуализирующего метода проводилось наблюдение за динамикой физического развития учащихся восьмилетних общеобразовательных школ (I, II, III, IV, VII и VIII классы различных школ г. Ярославля). Одновременно с обследованием физического развития у части учащихся были определены различные показатели работоспособности организма. От учителей на каждого школьника была получена характеристика успеваемости.
 
                
            
Файлы: 1 файл
                    
                
Влияние физического развития 
на успеваемость учащихся
В Научно-исследовательском 
институте возрастной физиологии и физического 
воспитания в течение ряда лет с помощью 
индивидуализирующего метода проводилось 
наблюдение за динамикой физического 
развития учащихся восьмилетних общеобразовательных 
школ (I, II, III, IV, VII и VIII классы различных 
школ г. Ярославля). Одновременно с обследованием 
физического развития у части учащихся 
были определены различные показатели 
работоспособности организма. От учителей 
на каждого школьника была получена характеристика 
успеваемости.  
 
Известно, что величина одного функционального 
показателя не отражает еще уровня работоспособности 
организма в целом. Величина же нескольких 
показателей, причем относящихся к функциям 
различных физиологических систем организма, 
в совокупности дает более полную характеристику 
состояния работоспособности человека, 
и в частности ребенка. С помощью методики 
дозирования работы во времени по корректурным 
таблицам Анфимова, состоящим из отдельных 
зрительных раздражителей - букв, были 
получены показатели так называемой «общей», 
умственной, работоспособности учащихся.  
 
Дозированное задание было для учащихся 
всех классов единым по времени (4 минуты), 
содержанию - вычеркивалась одна буква 
в первой части задания - и словесной инструкции 
- вводился одинаковый тормозной агент 
(дифференцировочное торможение) во второй 
части задания.  
 
По корректурным таблицам определялись: 
количественный показатель (число просмотренных 
букв) и три качественных показателя - 
общее число ошибок на каждые 500 просмотренных 
знаков, число ошибок, связанных с введением 
дифференцировочного торможения на 200 
просмотренных знаков, коэффициент К - отношение всего числа 
просмотренных букв к числу букв, просмотренных 
в первой части работы.  
 
Физиологи, применявшие эту методику в 
своих исследованиях, считают, что корректурная 
методика и коэффициент К, характеризующий протекание 
тормозных процессов, позволяют, таким 
образом, получить относительное представление 
о функциональных изменениях высшей нервной 
деятельности детей.  
 
Многолетнее использование в работах 
сектора гигиены Института физического 
воспитания и школьной гигиены методики 
дозирования работы во времени параллельно 
с условно-рефлекторными методиками (зрительно-моторной), 
убеждают, что она позволяет получать 
показатели работоспособности, наиболее 
адекватно отражающие в каждый отрезок 
времени (учебного дня, учебной недели, 
года) функциональное состояние центральной 
нервной системы организма учащихся.  
 
Уровень физического развития каждого 
учащегося был установлен по совокупности 
трех показателей: длины тела, веса тела 
и окружности грудной клетки в точном 
соответствии с принятыми правилами. Для 
этой цели были использованы оценочные 
таблицы - шкалы регрессии по росту, разработанные 
НИИ физического воспитания и школьной 
гигиены для оценки физического развития 
мальчиков и девочек 7-15 лет - учащихся 
школ гг. Ярославля, Рязани и Иванова.  
 
В итоге комплексного исследования удалось 
получить показатели, характеризующие 
уровни физического развития, степень 
работоспособности и успеваемости учащихся 
младшего и среднего школьного возраста.  
 
Индивидуальные показатели работоспособности 
после необходимых вычислений были подвергнуты 
вариационно-статистической обработке: 
вычислены средняя величина каждого показателя, 
сигмальные отклонения, ошибки средних 
для каждой возрастно-половой группы учащихся 
или школьников класса.  
 
На основании исчисленных параметров 
вариационных рядов индивидуальные показатели 
как «общей», умственной, так и мышечной 
работоспособности, в зависимости от их 
конкретных величин, были отнесены в ту 
или иную группу: низкие, ниже средних, 
средние, выше средних, высокие.  
 
Таким образом, на основании количественного 
выражения показателей физического развития 
и работоспособности были получены распределения 
индивидуальных данных по качественным 
градациям.  
 
В дальнейшей обработке были использованы 
способы математической статистики - способ х2, уравнение прямой 
и др. Это позволило непосредственно подойти 
к анализу результатов исследования и 
проследить, в какой взаимосвязи находятся 
у учащихся уровни их физического развития, 
успеваемости и, степени работоспособности 
организма.  
 
Наши многолетние наблюдения в ходе экспериментальных 
исследований по изучению динамики работоспособности 
учащихся в процессе учебных занятий, 
общественно полезного и производительного 
труда свидетельствуют о том, что, при 
прочих равных условиях (возраст, режим 
дня, учебная нагрузка), «общая» работоспособность 
девочек не отличается от работоспособности 
мальчиков.  
 
В. А. Правдолюбов также пришел к выводу, 
что в отношении «общей» работоспособности 
«между мальчиками и девочками существенной 
разницы не наблюдается».  
   
Полученные нами показатели «общей», умственной, 
работоспособности мальчиков и девочек 
в пределах одного класса (1-2-я возрастно-половые 
группы) существенно не разнятся между 
собой (различия не выходят за пределы 
ошибок сравниваемых средних величин).  
 
Это позволило нам в дальнейшем анализе 
все результаты исследования «общей» 
работоспособности объединить, соблюдая 
лишь качественную однородность по возрасту, 
успеваемости (успевает, не успевает), 
физическому развитию (среднее, выше среднего, 
ниже среднего, низкое).  
 
Качественные и количественные показатели 
общей работоспособности учащихся. В большинстве 
случаев внутри возрастной группы (класса) 
по абсолютным числовым величинам показатели 
интенсивности работы и качества работы 
не коррелируют между собой. На это указывает 
весьма низкая величина коэффициента 
корреляции - 0,120-0,475.  
 
С возрастом, по мере повседневной тренировки 
и совершенствования высшей нервной деятельности 
организма в процессе обучения, «общая» 
работоспособность учащихся повышается.  
 
Об этом с достаточной убедительностью 
свидетельствуют результаты дозирования 
заданий: повышение от класса к классу 
интенсивности работы (количества работы, 
выполненной за единицу времени) при улучшении 
ее качества (снижение ошибок на 500 просмотренных 
знаков и особенно ошибок на дифференцировку).  
 
Так, показатель интенсивности работы 
учащихся первых классов (от таковой старшеклассников) 
составляет 39%, а качество при этом почти 
в два раза худшее. В возрастном разрезе 
(между классами) проявляется довольно 
отчетливая обратная связь между абсолютными 
величинами количественных и качественных 
показателей, «общей» работоспособности 
учащихся.  
 
Темп прироста количественных показателей 
«общей» работоспособности учащихся от 
класса к классу протекает волнообразно, 
подобно нарастанию других количественных 
и качественных признаков, характеризующих 
рост и развитие детей.  
 
Так, наиболее значительный темп прироста 
показателя интенсивности работы учащихся 
приходится на первый (7-8 лет), четвертый 
и пятый годы обучения: соответственно 
37 и 50% (за 100% - исходную относительную величину 
- принят количественный показатель, полученный 
при обследовании детей I класса). Менее 
выражены темпы прироста интенсивности 
работы у учащихся от III к IV (21 %), от V к VI 
и от VII к VIII классам (9,8%). Ничтожно мал темп 
прироста интенсивности работы на шестом 
году обучения (1,9%). Распределение учащихся 
на основании абсолютных величин показателей 
их «общей» работоспособности по качественным 
градациям позволило выявить довольно 
тесную связь между градациями по интенсивности 
работы и градациям по ее качеству. При 
прочих равных условиях, высоким показателям 
интенсивности чаще соответствуют и более 
высокие показатели качества работы. Наоборот, 
низким показателям интенсивности работы 
более часто соответствуют и низкие показатели 
качества работы. Такая закономерная зависимость 
между отдельными показателями «общей» 
работоспособности проявляется как у 
учащихся первых, так и других классов. 
Это подтверждается большой величиной 
коэффициента согласия и достаточной 
величиной коэффициента ассоциации.  
 
Рассмотрим теперь, согласуются ли в какой-либо 
мере уровни показателей работоспособности 
учащихся с их успеваемостью.  
 
Распределение обследованных учащихся 
по группам в зависимости от их успеваемости 
и уровня показателей «общей» работоспособности 
показывает, что такая зависимость существует.  
 
Высокий показатель - «К», свидетельствующий о хорошей 
подвижности основных нервных процессов 
в коре головного мозга, малое число ошибок 
(общих и на дифференцировку) чаще встречаются 
среди успевающих учеников и реже среди 
неуспевающих. Опять-таки подобная зависимость 
проявляется во всех возрастных группах. 
В пользу того, что это явление закономерно, 
а не случайно, говорят значительные величины 
коэффициента согласия и достаточные 
величины коэффициента ассоциации.  
 
Меньшая частота распространенности низких 
показателей работоспособности среди 
успевающих учащихся всех классов (22%) 
и, наоборот, большая частота распространенности 
таких показателей среди неуспевающих 
учащихся (35%) подтверждается высокой достоверностью 
разности этих сравниваемых частот. Если 
бы в основе исчисления каждого из сравниваемых 
относительных частот лежало равное число 
наблюдений - 200, а не 1019 и 147, то, руководствуясь 
таблицами А. Я. Боярского и величиной 
меньшего из обоих показателей, вполне 
достоверным можно считать расхождение 
в 8,6%. В нашем же случае расхождение между 
сравниваемыми относительными частотами 
составляет 13%. Такое расхождение, следовательно, 
является существенным, не случайным.  
 
О более низком уровне работоспособности 
неуспевающих по сравнению с успевающими 
говорят также и абсолютные величины всех 
показателей «общей» работоспособности. 
Разность сравниваемых средних каждого 
из показателей в высокой степени достоверна.  
 
Особенно наглядно такое различие проявляется 
при сопоставлении относительных величин 
показателей «общей» работоспособности. 
Примем показатель интенсивности работы 
хорошо и отлично успевающих учеников 
за 100% и выразим по отношению к нему интенсивность 
работы средне успевающих и неуспевающих. 
К примеру возьмем IV класс: оказывается, 
что интенсивность работы учащихся средне 
успевающих составляет здесь 94%, а неуспевающих 
- 65%. При меньшей интенсивности качество 
работы у неуспевающих учеников оказывается 
более низким. Так, количество ошибок на 
дифференцировку, допускаемых отлично 
и хорошо успевающими учащимися того же 
IV класса, составляет 45% от абсолютного 
числа ошибок у учащихся неуспевающих.  
 
Подобное различие, отмеченное также В. 
А. Правдолюбовым, проявляется по всем 
классам.  
 
Далее оказывается, что среди неуспевающих 
учащихся более часто, нежели среди успевающих, 
встречаются мальчики и девочки с физическим 
развитием ниже среднего и низким, при 
отсутствии, как уже указывалось выше, 
каких-либо существенных отклонений в 
состоянии здоровья.  
 
В градациях выше среднего и среднего 
физического развития, по всем классам 
вместе, неуспевающие учащиеся встречаются 
лишь в 8% случаев, в градациях же ниже среднего 
физического развития - в 40% случаев.  
 
Взаимозависимость рассматриваемых явлений 
закономерно проявляется во всех классах. 
Это подтверждают опять-таки большие коэффициенты 
согласия и достаточно высокие коэффициенты 
ассоциации.  
 
Итак, анализ результатов исследования 
«общей» работоспособности учащихся в 
зависимости от их успеваемости и физического 
развития позволяет прийти к заключению, 
что все три рассматриваемых явления находятся 
между собой в довольно тесной взаимосвязи.  
 
Неуспевающие учащиеся, как правило, обладают, 
при прочих равных условиях (сон, питание, 
пребывание на воздухе), более низкими 
уровнями «общей» работоспособности и 
ниже среднего и низким физическим развитием. 
Наоборот, отлично, хорошо и средне успевающие 
учащиеся обладают относительно более 
высоким уровнем «общей» работоспособности 
организма, а также высоким, выше среднего 
и средним физическим развитием. Очевидно, 
дети, имеющие ниже среднего и низкое физическое 
развитие, обладают не только более низкой 
«общей» работоспособностью организма. 
Чтобы убедиться в этом или, наоборот, 
отвергнуть возникшее предположение, 
обратимся к результатам изучения показателей 
мышечной работоспособности тех же учащихся, 
у которых изучалось состояние «общей» 
работоспособности.  
 
Показатели мышечной работоспособности 
мальчиков и девочек в пределах одного 
класса существенно различаются. Поэтому 
вычисление параметров вариационных рядов 
показателей производилось раздельно 
не только по классу (году обучения), но 
и по полу. У девочек и у мальчиков одного 
года обучения все показатели мышечной 
работоспособности сильно варьируют. 
Больше всего варьирует количество работы 
(коэффициент вариации - 54-57%) и выносливость 
(30-44%). Это отмечают и другие исследователи 
в отношении статической выносливости 
школьников. Коэффициенты вариации этих 
показателей выше у учащихся младшего 
школьного возраста и ниже у мальчиков 
и девочек VII и VIII классов. Видимо, абсолютная 
величина всех показателей мышечной работоспособности 
в большей мере, особенно в младшем школьном 
возрасте, зависит от индивидуального 
развития и тренированности организма 
к физическим нагрузкам. По мере же роста 
и развития диапазон индивидуальных различий 
как у девочек, так и у мальчиков в средних 
и старших классах становится менее выраженным.  
 
Степень утомления у девочек примерно 
такая же, как и у мальчиков, различия редко 
выходят за пределы ошибок средних. Все 
же остальные показатели мышечной работоспособности 
девочек по всем классам ниже, чем у мальчиков.  
 
Так, объем работы девочек I, VII и VIII классов 
составлял 66-68% от объема мышечной работы, 
выполняемой до отказа мальчиками того 
же класса, а выносливость - сопротивляемость 
утомлению - при выполнении мышечной работы 
соответственно 81-84%.  
 
В III и IV классах показатели объема работы 
и выносливости девочек составляют относительно 
большую величину от соответственных 
показателей мальчиков (82-88%), чем в I, II 
и старших классах. Мощность работы и максимальная 
сила у девочек с возрастом составляют 
все меньшие относительные величины от 
средних абсолютных величин соответственных 
показателей мальчиков тех же классов.  
 
Величины всех показателей работоспособности 
девочек и мальчиков младших классов, 
как уже указывалось, существенно отличаются 
от соответственных показателей учащихся 
старших, восьмых классов.  
 
Высокие темпы прироста отдельных показателей 
мышечной работоспособности мальчиков 
и девочек приходятся на разные возрастные 
периоды. Так, наибольший темп прироста 
максимальной силы как у мальчиков, так 
и у девочек приходится на период от 9 до 
10 лет, а затем на период 13-14 лет. Замедление 
темпов прироста этого показателя отмечается 
у девочек в период 10-11 и 14-15 лет. У мальчиков 
темп прироста максимальной силы также 
несколько снижается в период 11 -13 лет 
по сравнению с периодом 9-10 лет, однако 
он выше, чем у девочек этих же возрастов.  
 
Темп прироста выносливости у мальчиков 
и девочек в возрасте 9-10 лет одинаков; 
в возрасте 10-11 лет он нарастает у тех и 
других, однако у первых более значительно, 
чем у вторых. В период 11-14 лет темп прироста 
выносливости у девочек снижается, у мальчиков 
же хотя и замедляется, но остается на 
более высоком уровне, чем у девочек. Второе 
значительное усиление темпов прироста 
мышечной выносливости как у мальчиков, 
так и у девочек наблюдается в период 14-15 
лет.  
 
Таким образом, наибольшие темпы прироста 
силы и выносливости приходятся на разные 
возрастные периоды. Между величинами 
показателей силы и выносливости у мальчиков 
и девочек отсутствует по всем классам 
сколько-нибудь выраженная корреляция 
(коэффициенты корреляции +0,11 и +0,03). То 
же отмечается другими авторами в отношении 
максимальной силы и выносливости к статическим 
напряжениям. В то же время между объемом 
мышечной работы и выносливостью во всех 
возрастных периодах у них проявляется 
прямая и довольно тесная зависимость 
- коэффициент корреляции от +0,715 до + 0,900.  
 
Все показатели мышечной работоспособности 
находятся у учащихся в связи с уровнями 
их физического развития.  
 
Более высокие величины показателей количества 
работы, выносливости, мощности свойственны 
учащимся высокого, выше среднего и среднего 
физического развития. Наоборот, низкие 
величины этих же показателей чаще встречаются 
в группах учащихся среднего и низкого 
физического развития. Указанная зависимость 
степеней мышечной работоспособности 
от уровня физического развития закономерно 
проявляется во все возрастные периоды 
как у девочек, так и у мальчиков. Подтверждениями 
этого служат большие величины коэффициентов 
согласия и достаточная величина коэффициентов 
ассоциации. Несколько менее эта связь 
выражена по показателю максимальной 
силы.  
 
Зависимость степени мышечной работоспособности 
от уровня физического развития подтверждается 
и сопоставлением абсолютных средних 
величин отдельных показателей этого 
вида работоспособности мальчиков и девочек 
11 и 15 лет высокого, среднего, ниже среднего 
и низкого физического развития.  
 
При физическом развитии ниже среднего 
средние величины мощности, объема работы, 
выносливости (в сек) и сопротивляемости 
утомлению меньше, чем при среднем и особенно 
выше среднего физическом развитии. Эти 
различия существенны, так как разность 
сопоставляемых средних в высокой степени 
достоверна во всех случаях.  
 
Несущественными при разном уровне физического 
развития оказываются лишь расхождения 
средних величин максимальной силы у мальчиков 
и девочек 11 и 15 лет.  
 
Итак, у учащихся ниже среднего и низкого 
физического развития, как правило, наблюдаются 
не только низкие показатели «общей» работоспособности, 
но и меньшие показатели мышечной работоспособности.  
   
Отметим, что сопоставление качественных 
градаций по показателям «общей» и мышечной 
работоспособности в отдельных возрастных 
группах указывает на отчетливую связь 
менаду ними.  
 
В сопоставляемых градациях показателей 
«общей» работоспособности: высокие, средние, 
ниже средних и низкие - с соответственными 
градациями по показателям мышечной работоспособности 
коэффициент согласия х2 колеблется от 6,71 до 25,8 (при двух 
и одной степенях свободы), вероятность 
состоятельности «нуль-гипотезы» очень 
мала, коэффициент ассоциаций +0,615 до +0,920.  
 
Подобное согласование, видимо, распространяется 
и на другие функциональные показатели. 
Так, по данным длительных наблюдений 
за динамикой работоспособности учащихся 
пятых классов, было установлено, что сопоставляемые 
качественные градации «общей» и мышечной 
работоспособности согласуются не только 
между собой, но и с соответственными градациями 
зрительно-моторных реакций.  
 
Высоким и средним уровням «общей» и мышечной 
работоспособности учащихся в большей 
мере соответствуют быстрые и умеренные 
латентные периоды зрительно-моторной 
реакции, меньшая частота срывов дифференцировочной 
реакции и последовательного торможения.  
   
Таким образом, бесспорно, что, при прочих 
равных условиях (одинаковый режим дня, 
отсутствие утомления), уровни различных 
физиологических функций, в совокупности 
обусловливающие работоспособность организма, 
находятся между собой в тесной взаимосвязи. 
 
 
 
 
					Информация о работе  Влияние физического развития на успеваемость учащихся