Власть: насилие и авторитет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:56, творческая работа

Краткое описание

Власть - способность мобилизировать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом[1,78]. Политолог Ж. Бюрдо говорил, что власть - это сила на службе идеи. Социальная воля выработала своеобразную силу, которую мы будем считать властью для того, чтобы устремлять группу в ее искании всеобщего блага. Эта сила должна быть способна в любом случае обязать своих членов принять требуемую форму поведения.

Файлы: 1 файл

Власть насилие и авторитет.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Власть: насилие и авторитет

 

      Как говорил Ричард Нидем, власть - это  наркотик, без которого политики не могут жить и который они покупают у избирателей за деньги самих  избирателей. Только целеустремлённые личности могут добиться в политике каких-то высот. В начале своей карьеры деятели власти застенчивы, но проходит время, они мужают, и власть начинает их портить.

      Однажды великий французский философ  и литератор эпохи Просвещения  Шарль Луи Монтескье произнес: “Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею”. Многовековая история показывает, что философ утвердил истину.

      Термины “политика” и “ власть” во все времена развития политической науки были неразлучны. Это можно объяснить тем, что власть всегда была основой всей политики. Можно с уверенностью отметить, что проблема власти является одной из самых главных задач в истории политологии. Благодаря власти всегда происходила размолвка между социальными группами, классами, государствами и людьми. Борьбы за власть это самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий. Именно она нередко приводит их к взаимному уничтожению. Любая общественная революция или модернизация общества непосредственно связаны с вопросом власти. Однако целостность людей объединена взаимодействием, обменом и властью, именно поэтому общество и является обществом. Это власть определяет границы территории, обеспечивает реализацию общих интересов. Именно она организовывает и порядок в государстве.

      В период своей жизни человек зачастую сталкивается с той или иной формой проявления власти: может испытывать на себе власть семьи, обычаев и традиций. Все это тоже имеет непосредственное отношение к власти.

      Власть - способность мобилизировать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом[1,78]. Политолог Ж. Бюрдо говорил, что власть - это сила на службе идеи. Социальная воля выработала своеобразную силу, которую мы будем считать властью для того, чтобы устремлять группу в ее искании всеобщего блага. Эта сила должна быть способна в любом случае обязать своих членов принять требуемую форму поведения.

      Политическая  власть вполне может использовать принудительную силу, моральное давление, опираясь при этом на традиции и чувства. Власть выражается через действие специальных структур и носит общественный характер. На протяжении всей истории человечество пытается сделать общество более организованным и рациональным.

      Достаточно  часто термин “власть” сравнивается с понятиями “сила”, “господство”, “авторитет”, “право”. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет какого-либо единого, установленного определения политической власти. В современных разработках концепций о власти основным является вопрос об источниках, или основаниях власти.

      Проблема  места и роли насилия в истории  человечества всегда привлекала исследователей. Выделим две основные сферы проявления насилия в человеческом обществе. Тяжелые взаимоотношения различных этносоциальных общностей, таких, как племены, народы, государства является одной из них. К другой же сфере проявления насилия причислим взаимоотношения внутри како-либо социально- политической структуры.

      Огромными всплесками насилия в его внутренней направленности можно фашизм в Германии и сталинизм в Советском Союзе.

      За  многие века история накопила огромное множество известных политических систем. Эти политические системы находятся у основания всяких политических режимов, которые разрабатывались различные временные промежутки, всевозможными культурами и народами. В принципе их можно разделить на демократические и диктаторские.

      Очень часто синонимами понятия “диктатура” называют такие понятия, как “тирания”, “автократия”,  “тоталитаризм”, “деспотия”, “авторитаризм”. Считается, что такие понятия подразумевают насилие и террор. Но, отметим, что далеко не каждая диктатура используют массовый террор для того, чтобы поддержать собственную устойчивость. Многие основываются на удачной экономической политике, обычаях, а также удерживаются на религиозном соединении, традиционном обыкновении подчиняться сильнейшему. Особыми формами диктатуры, которые относятся к политической истории ХХ в. Являются тоталитаризм и авторитаризм. Хотя какие-то черты, присущие этим формам диктатуры, известны задолго до этого.

      По  определению власти политолога Ж. Бюрдо  можно выделить три проблемы, которые могут быть актуальными и в наше время.

      Первая  проблема касается власти и силы. Можно  с уверенностью отметить, что власть – это всегда сила. Но применение силы, не всегда является насилием. Таким  образом, второй  проблемой является власть и насилие. И, наконец, последней  проблемой по определению власти Ж. Бюрдо является власть и авторитет. Хотелось бы отметить, что авторитет - свойство, не всегда присущее власти, это всего лишь одна из форм ее осуществления. Авторитет (от auctoritas - власть, влияние) - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и опыте[1]. Имеет место отметить, что власть – это такая ситуация, когда одна группа или один индивид могут заставить сделать что-либо другую группу или другого индивида то, что они делать не хотят и вообще не намериваются посредством возможного насилия или давящего на них авторитета.

      Для политической жизни России огромное значение имеет проблема насилия. Здесь насилие всегда играло значительную роль: и во времена самодержавного абсолютизма, и в эпоху тоталитарного режима, и на современном этапе.

      Многие  политологи придерживаются мнения, что  власть - это способность и потенциал социального субъекта реализовывать свою волю, даже, если для этого потребуется навязывание ее объектам, которые находятся под воздействием власти.

      Существуют  различные способы осуществления  воли у субъектов власти. К ним  можно отнести такие методы, как авторитет, убеждение, манипуляции, принуждение, насилие. Таким образом, можно разделить все вышеперечисленные методы две большие группы: методы, которые основаны на добровольном подчинение объекта власти субъекту, и средства, носящие принудительный характер.

      К первой группе можно отнести такие  способы властного воздействия, как материальное стимулирование. Авторитет несомненно исходит из личных достоинств субъекта власти, а также традиций и законов государства. Подчинение объекта власти субъекту власти зависят от непременно от уважения субъекта власти, идентификации с ним, привычке и вере правителю.

      Если  это необходимо, то субъект власти начинает применять методы убеждения, для того, чтобы заставить тех, кто исполняет власть подчиниться воле субъекта власти.

      Политическая  власть, строящаяся преимущественно  на добровольном подчинении большей части граждан, считается авторитетной.

      Совокупность  приемов и способы властного  воздействия относятся к политическим средствам принудительного характера. Они необходимы для того, чтобы заставить объект власти подчиняться субъекту власти.

      Принуждение, это своеобразная форма влияния, которая характеризуется высоким уровнем оказываемого давления. В данном случае объект власти боится санкций, которые могут быть применены в случае непослушания.

      Среди политических средств принудительного  характера можно выделить психологические и идеологические.   Идеологические средства субъекта власти – это такие средства, когда происходит навязывание чего-либо объектам власти, вводится в их сознание принципы и идеалы, обеспечивающие классовое господство. Психологические средства –это в первую очередь страх перед применением физической силы. Все эти разновидности принуждения происходят для осуществления властной воли овладения властью.

      Телесная  оболочка человека и его ткани  являются объектом насилия. Применение насилия затрагивает не только физические свойства человека, но и духовное в том числе. Ведь, несомненно, задеваются и эмоции и чувства личности при применении насилия. Таким образом, можно отметить, что насилие имеет и психологические последствия. Но, все же, основными следствиями насилия для организма человека являются физические - плотские повреждения и возможная физическая смерть.

      Такие материальные ценности, как здания, средства транспорта могут стать объектами насилия. Какой-либо из установленных способов воздействия субъекта насилия на его объект носит физический характер силы. Субъект насилия может использовать огнестрельное оружие, подручные средства, отравляющие вещества.

        Актами политического насилия являются определенные насильственные действия: избиения, убийства, пытки, принудительное задержание, поджоги, взрывы, экспроприация собственности.

      Как уже можно было заметить, насилие  - это только один из всевозможных методов власти.

      Но, несмотря, на различные минусы такого метода власти, некоторые политологи, все же, считают, что насилие придает власти весьма качественную определенность.

      Насилие действительно исполняет большую роль в отношениях властей. Так, до середины XX в., в качестве главной и абсолютной доминанты выступал правящий всегда субъект.

      В таких условиях государственная власть основывалась на насилие как на главном методе государственной власти. Так, чтобы захватить власть, социальные группы энергично применяли физическое принуждение.

      Но  стоит заметить, что даже самые  жестокие деспоты прошедших времен и тоталитарного режима XX в. никогда не основывались только на насилие. Они применяли и применяют целый комплекс политических средств, таких, как авторитет лидера, традиций, духовное насилие, манипулирование сознанием.

      С середины ХХ в. в мире распространяется плюралистическая модель власти под воздействием совершенных общественных, экономических и социокультурных изменений.

      Политологи, которые считают, что насилие является орудием, которое придает своеобразную специфику политике, властным отношениям, не точно отражают политическую реальность. Невозможно представить политику без насилия, но и политика, основанная только на насилии, также не является правильной.

      Отрицая главную роль насилия в политике, мы, тем не менее, не отвергаем наличие системы средств воздействия на объект, который в свою очередь тоже включает насилие. К таким системам относится армия, спецслужбы, правоохранительные органы.

      Безусловно, правитель, которые прибегает к  насилию, считает, что он не имеет  поддержки граждан, не обладает властью  над ними и не видит другого способа кроме насилия, чтобы заставить граждан повиноваться. И этот метод будет иметь успех, правитель получит желаемое, но все это будет достигнуто путем насилия, которое повергнет народ в ужас и заставит бояться происходящего.

      Конечно же, режим, который большая часть населения будет считать незаконным, останется нежизнеспособным. Но, с другой стороны, в настоящей жизни невозможно представить себе политическую власть, которую будет полностью поддерживать все общество. Всегда имеются такие группы населения, которые будут оставаться недовольными существующими политическими институтами. И для того, чтобы победить их непослушание решениям властей, зачастую случается прибегать к таким методам, как принуждение, в том числе к насилию.

      Страх, на котором основано насилие, может сыграть ведущую роль в процессе принуждения индивида к каким-то действиям. Можно добиться послушания и выполнения каких-то требований  методами различных угроз, запретов, команд, приказаний. Однако такие формы и ценности, которые власть передает этим индивидам диктаторскими способами, все равно не станут частью их собственных убеждений и поэтому легко испарятся из их сознания.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Жукова В.И., Краснова Б.И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. - М.: Союз, 1997. - 992 с.

    2. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет: критика буржуазных теорий.- М.: Юридическая литература, 1973. – С. 7-70

    3. Кравченко И.И. Введение в исследование политики (философские аспекты): Учебное пособие. - М.: ИФ РАН, 1998. – С. 50-88

    4. Ледяев В.Г. Понятие политической власти // Современное состояние, проблемы и перспективы развития российской экономики: Материалы научно-практической конференции. Вторые кондратьевские чтения / В.В. Борисов (Отв. ред.) и др. Иваново: ИГЭУ, 1999. - С. 211–218.

    5. Интернет-портал Википедия [Электронный ресурс]/Свободная энциклопедия. – Москва, 2007.  – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 02.02.10

Информация о работе Власть: насилие и авторитет