Власть и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.

Оглавление

Введение 3
Понятие и сущность власти 4
Определение власти 4
Источники власти 6
Формы власти 7
Феномен лидерства 9
Сущность лидерства 9
Функции лидера 12
Типы лидерства. Личные черты лидера 13
Соотношение руководства и лидерства в системе управления 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии управления коллективом.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Психология управления коллективом»

На тему: «Власть и лидерство»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                   ст. гр. МТ-91

                                                                                                                      Яковлев И.А.

 

Проверил:                                                                                              д.п.н., профессор

                                                                                                                     Беленцов С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск, 2012 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Назначение на руководящую должность  подразумевает, естественно, и передачу руководителю всей полноты власти. Грамотная власть в каждой организации  необходима для эффективного осуществления  функций планирования, организации, мотивации и контроля. Но руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей – словом, он должен быть лидером. Я считаю что, в условиях современной России лидерство является обязательным качеством руководителя.

Человек в течение жизни постоянно  общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности.

По моему мнению, в процессе  профессиональной  деятельности представителям разных специальностей необходимо оказывать не только воздействие, но и  влияние на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить  отношение к  определенным  фактам  и  явлениям  действительности.

Объектом данной работы выступают  понятия власть и лидерство в организации и эффективном менеджменте.

Предметом изучения в работе являются методы эффективного руководства, с  точки зрения концепций лидерства.

Целью данной работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.

В данной работе определены следующие  задачи:

  • раскрыть сущность власти и определить источники власти
  • рассмотреть основные формы власти
  • раскрыть понятие лидерства и рассмотреть функции лидерства
  • выявить виды лидеров и типы лидерства, а также рассмотреть основные черты лидерства

 

Понятие и сущность власти

 

 Определение власти

 

В основе руководства  людьми находится влияние, то есть психологическое  воздействие, которое оказывается  на них с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность  влияния на окружающих называется властью.

Власть является социальным отношением, которое характеризуется:

  • асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);
  • постоянным стремлением к изменению существующего баланса – соотношения сил взаимозависимых субъектов, когда один из них использует её ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувства протеста;
  • целенаправленностью (осуществляется ради достижения какой-то цели);
  • опорой на определённые ресурсы;
  • наличием специфического механизма реализации;
  • возможностью сопротивления и неподчинения;
  • неполным охватом всех сфер организации, зависимостью необходимого объёма от характера решаемых задач[5, c.12].

С помощью влияния  на поведение подчинённых, то есть властью  над ними, руководители не просто ведут  их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется  для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.

Власть имеет единоличную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним  лицом с учётом общего мнения) организацию.

Но сам факт отдачи приказа ещё недостаточен для того, чтобы можно было судить о наличии отношений власти. Должно существовать обоснованное убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение.

В противном случае, отдающий приказания власти не имеет, или его власть недостаточна. Дело в том, что власть бывает формальной и реальной:

  • Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом её обладателя в структуре управления организацией вне связи с его личными качествами и измеряется либо числом подчинённых, которые обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласия с другими;
  • Реальная власть – это власть, как должности, так и авторитета. Она определяется местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и измеряется числом людей, которые готовы добровольно этому лицу подчиниться. Реальная власть – это степень уважительного и преданного отношения к её обладателю со стороны подчинённых.

Власть руководителю требуется потому, что он зависит  от людей как в пределах своей  цепи команд, так и вне её. В  различных подразделениях организации  руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними[1, c.120].

Из всего вышесказанного можно  сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться  действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов  организации, например, побуждать более  эффективно работать, предотвращать  или подавлять возникающие между ними конфликты.

 

 

 

 Источники власти

 

В современном управлении организациями  выделяют несколько источников власти:

  • Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
  • Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
  • Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
  • Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
  • Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят подчиняться;
  • Власть информации является одним из важнейших источников власти, т. к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.

Самыми лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта[5, c.83-87].

 

Формы власти

 

Власть проявляется  в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:

  • Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.
  • Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.
  • Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.
  • Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

 

  • Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть.
  • Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы[6, c.180-183].

 

 

Феномен лидерства

 

 Сущность лидерства

 

Первостепенный интерес для нас представляет руководитель организации – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер.

Например, Катц и Кан  рассматривают лидерство как  «оказывающий влияние элемент, который  появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»[4, c.320].

Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группы, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В переводе с английского лидер  означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает  значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели[4, c.330].

 

 

Но иметь цель и  достичь ее самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер – это элемент упорядочивания системы людей.

В современном менеджменте лидерство  характеризуется неоднозначно:

1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц – «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже, требует выполнения социальной роли в манере лидера; лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон)[3, c.570];

Информация о работе Власть и лидерство