Виды общения у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование проблемы общения и взаимодействия людей в психологии и деловом общении.

Задачи поставлены следующие: рассмотреть понятие и виды общения, а так же особенности общения в современном мире, исследовать средства и виды общения у человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общение и его функции 5
2. Виды и формы общения 8
3. Фазы и средства общения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

      В психологии категория «общение»  определяется как взаимодействия двух или более людей, состоящее в  обмене между ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

      В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

      Казалось  бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

      Все невербальные средства общения делятся  на следующие группы:

      - кинетические,  т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

      - просодические, т.е. ритмико-интонационные  стороны речи (высота тона, громкость,  тембр, сила ударения) и экстралингвистические  – включение в речь пауз, вздохов,  смеха, плача и т.д.;

      - такесенические, т.е. динамические  прикосновения в форме рукопожатия,  похлопывания, поцелуя;

      - проксемические, т.е. ориентация  партнеров в момент общения  и дистанция между ними (дистанцирование).

      Использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными и религиозными традициями того или иного народа. Если мимика, дающая ясное и четкое представление об эмоциональном состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или нормы приближения, различен в разных культурах.

      Невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной окраски сказанного.

      Несмотря  на важность неречевых способов передачи информации, смысл сообщения, его  содержание передается все-таки вербальным, или речевым, способом.

      Умение  правильно говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в Древней Греции. В настоящее время ему посвящено большое количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах, позволяющих сделать речь более красивой и убедительной:

      - речь должна быть четкой, тон - умеренным;

      - необходимо интонационно усиливать,  выделять важные слова и подчинять  им неважные;

      - смена темпа речи придаст ей  выразительность;

      - до и после важных мыслей  необходимо сделать паузу.

      Самым трудным обычно является начало выступления. Оно должно быть кратким, достаточно одного или двух предложений, а иногда можно и вовсе обойтись без него.

      Концовка  речи – это тот элемент выступления, который помниться больше всего. Поэтому закончить свое выступление  можно как подходящей к случаю цитатой, так и кратким резюме высказанных положений.

      При произнесении речи важно смотреть не на пол или поверх собеседника, а  на него. Выступление должно быть ясным, конкретным; если излагаемый факт является достаточно абстрактным, используйте  примеры. Для усиления главного в излагаемом материале, эти мысли можно повторить, но не употреблять каждый раз одни и те же фразы. Не стоит пытаться охватить сразу много вопросов. Старайтесь избежать словесных штампов, избитых слов и выражений.

        Если вы рассчитываете на активное участие в беседе партнера по общению, то переведите ее из рамок монолога, при котором возможна большая потеря информации, в форму диалога. Самым способом сделать это является применения вопросов: информационных, вызывающих к жизни более полную информацию; зеркальных, позволяющих обратиться к первооснове какой-либо мысли, т.е. с вопросительной интонацией повторяется заинтересовавшая часть сообщения собеседника; эстафетных, опережающих высказывание партнера, но не перебивающих, а помогающих ему.

 

                          

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

      Социально-психологические  знания, навыки анализа ситуаций, возникающих  в процессе общения, имеют огромное значение для построения эффективных  отношений между людьми. С одной  стороны, они помогают человеку лучше  понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего «я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать, контролировать свои эмоции и адекватно понимать других людей. С другой стороны, такие знания позволяют лучше понять людей, создать такую ситуацию общения с ними, индивидуально настроившись на их внутреннее психическое состояние, которая наиболее плодотворно способствовала бы их творческому развитию, давала бы чувство защищенности.

      Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом которой является конкретный индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать – важнейшая часть жизнедеятельности личности.

      Используя различные виды и формы общения, группы людей могут наиболее эффективно взаимодействовать между собой  и с окружающим миром, достигать  желаемых результатов деятельности, принимать решения, развиваться  и удовлетворять потребности в совместной деятельности.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 1997.
  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. Практическое пособие. – М.: 2000.
  3. Лавриненко В.Н. – Психология и этика делового общения – «Юнити», М.,1997
  4. Психология и этика делового общения./ Под ред. В.Н. Лавриненко. Изд. 3-е. – М.: 2000.
  5. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. – Психология деловых отношений – МГУЭСИ, М., 2001
  6. Социальная психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н., М.: 1995.
  7. Сухарев В.Л. Этика и психология делового человека. М.: 2003.

Информация о работе Виды общения у человека