Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:08, доклад
Устойчивость внимания – длительность внимания на данном объекте, процессе, при активной работе с которым оно может быть продолжительностью максимально 15-20 минут, а затем необходимо переключение внимания, краткий отдых, что позволяет снова привлечь внимание детей к прежнему объекту.
Управление вниманием
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте помогает, например, усилить интерес к этому объекту, процессу, явлению.
Устойчивость внимания – длительность внимания на данном объекте, процессе, при активной работе с которым оно может быть продолжительностью максимально 15-20 минут, а затем необходимо переключение внимания, краткий отдых, что позволяет снова привлечь внимание детей к прежнему объекту.
Объем внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, для отдельных смысловых кустов, логических посылов – 7±2.
Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними возможно только при условии, если один или оба вида деятельности привычны, т.е. хорошо усвоены детей, так как в центре внимания может быть только одна какая-либо деятельность.
Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой или одной деятельности на другую, рекомендуется при утомлении и однообразной деятельности детей, но в разумных пределах, за 45 минут – оптимально 4 – 9 раз.
ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ
№ | Название приема | Описание приема |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция. | Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. | Модуляция темпа речи. | Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки). | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами). |
4. | «Провалы памяти». | Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5. | Жестикуляция. | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны |
6. | Риторические вопросы. | Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7. | Контрольные вопросы. | Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных. |
8. | Наводящие вопросы | В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9. | Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. | На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10. | Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. | Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11. | Свободное конспектирование. Пересказ. | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
12. | Конспектирование опорных (ключевых) слов. | Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов: объяснение отличия опорных слов от слов конспекта. |
13. | Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок. | Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
14. | Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер) | Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15. | Активное ассистирование. Закрепление. | Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями) следующему слушателю и т.п. |
16. | Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол) | Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет). |
17. | Тренировка кратковременной слуховой памяти. | Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо». |
18. | Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание. | Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |
19. | Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала. | Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижения по классу: линии – движение, кружки с крестиком внутри – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, игрушка, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее. |
20. | Тренировка внимания. (Соколиный глаз). | Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест (например: поправление волос, очков, руки за спину, потирание рук и т.п.), получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз». |
21. | Активация внимания. (Будильник). Рекомендуется когда в группе слушателей ощущается усталость. | Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 мин., а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей: кому быть будильником – кидается жребий. «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Петров, Сидоров), вставай, нас ждут великие дела!» Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала, не обращая внимание на их диалог. |
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ НА ЗАНЯТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТ
Приемы | Влияние на процессы внимания |
Переключение - замена слуховой информации на зрительную (и наоборот); - изменение на короткое время темпа работы. | Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания. |
Фактор новизны парадоксальный случай, спорное утверждение; необычный предмет в поле зрения («помощник»). | Интригует; концентрирует внимание. |
Использование системы звуковых сигналов. | Концентрирует внимание. |
Неполное представление содержания. | Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес). |
Возможность (для ребенка) личной интерпретации неопределенного содержания. | Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль. |
Эмоциональная насыщенность материала: придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны; создание зрительных образов (визуальный ряд). | Формируется произвольное внимание. |
Разнообразие материала и видов деятельности. | Привлечение внимания; устойчивость внимания. |
Систематизация материала, различного рода схемы. | Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний |
Установка на внимание перед изучением определенной части материала. | Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание. |
Укрупнение информационных единиц. | Увеличение объема интеллектуального внимания. |
Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. | Активизация, привлечение внимания. |
Сложность и напряженность учебной деятельности (адекватная возможностям учащегося). | Формирование устойчивости внимания. |
Одно чтение – одна задача: поскольку невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную, - текст предъявляют столько раз, сколько задач стоит перед детьми. | Концентрация внимания на задаче. |
Постановка цели. | Организация движения внимания в нужном русле. |
Практическая ценность и личная (профессиональная) значимость изучаемого материала. | Активизация внимания и интереса. |
Факторы, способствующие возникновению интереса: оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно; определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер); нестандартный вопрос, проблема, загадка; прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления. | Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. |
Фиксация (акцентирование) успеха достижения цели. Украшение строчек при визуальном предъявлении информации. Осмысленное использование знаков и символов. | Активизация внимания. Акцентирует внимание, притягивает взгляд именно к этим строчкам. Привлекает внимание |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ
Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:
1. заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
2. организуйте рабочее место предварительно.
3. максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.
5. конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
6. темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
7. необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.
8. подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
9. если Вы обнаружили, что Вы «отключились», то вернитесь к тому месту, на котором произошло отключение.
10. соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.