Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:25, статья

Краткое описание

Умственное развитие ребенка качественно отличается от онтогенетического развития поведения животных. Это отличие определяется, прежде всего, тем, что главным в развитии ребенка является отсутствующий у животных процесс усвоения или «присвоения» опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории.

Файлы: 1 файл

А.Н. Леонтьев (1).doc

— 31.50 Кб (Скачать)

      А. Н. Леонтьев 
Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта
 

      Умственное  развитие ребенка качественно отличается от онтогенетического развития поведения  животных. Это отличие определяется, прежде всего, тем, что главным в  развитии ребенка является отсутствующий у животных процесс усвоения или «присвоения» опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории.

      В отличие от животных у человека имеется  опыт еще одного рода. Это усваиваемый  им общественный, исторический опыт. Он не совпадает ни с опытом видовым, биологически наследуемым, ни с опытом индивидуальным, с которым его часто неправильно смешивают.

      Достижения  исторического развития людей закреплялись и передавались от поколения к  поколению в особой форме, а именно в форме экзотерической, внешней. Эта новая форма накопления филогенетического (точнее, общественно-исторического) опыта возникла у человека в силу того, что специфическая для него деятельность – это деятельность продуктивная. Такова, прежде всего, основная деятельность людей - их трудовая деятельность.

      Впервые всесторонний научный анализ этой деятельности был дан К. Марксом. Деятельность человека, осуществляющая процесс производства (как материального, так и духовного), запечатлевается в своем продукте; то, что на полюсе человека проявлялось в действии, в движении, то на полюсе продукта превращается в неподвижное свойство. Это превращение и представляет собой процесс, в котором происходит «опредмечивание» человеческих способностей - достижений общественно-исторического развития вида.

      В каждом предмете, который создан человеком, - от ручного орудия до современной  счетной электронной машины - воплощен исторический опыт человечества и вместе с тем воплощены те умственные способности, которые в этом опыте  сформировались. То же и, может быть, еще более ярко выступает в языке, в науке, в произведениях искусства.

      Итак, в отличие от филогенетического  развития животных, достижения которых  закрепляются в форме изменения  самой их биологической организации, в развитии их мозга, достижения исторического развития людей закрепляются в тех материальных предметах и в тех идеальных явлениях (язык, наука), которые люди создают.

      Более сложным и вместе с тем гораздо  более важным для нас является другой процесс - процесс усвоения, или присвоения, отдельными индивидами достижений духовного развития предшествующих человеческих поколений, воплощенных в созданных ими объективных предметах и явлениях.

      Ребенок не приспосабливается к окружающему  его миру человеческих предметов  и явлений, а делает его своим, т. е. присваивает его. Различие между процессом приспособления в том смысле слова, в каком он употребляется по отношению к животным, и процессом присвоения состоит в следующем. Биологическое приспособление – это процесс изменения видовых свойств и способностей субъекта и его врожденного поведения, который вызывается требованиями среды. А процесс присвоения –  это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения. Иначе говоря, это процесс, благодаря которому у ребенка происходит то, что у животных достигается действием наследственности: передача индивиду достижений развития вида.

      Возьмем самый простой пример. В окружающем мире ребенок встречается с фактом существования языка, который представляет собой объективный продукт деятельности предшествующих человеческих поколений. В процессе своего развития ребенок делает его своим языком. А это значит, что у него формируются такие специфически человеческие способности и функции, как способность понимать речь и способность говорить, такие функции, как речевой слух и артикуляция. Эти способности и функции не являются врожденными, а возникают в онтогенезе. К жизни их вызывает, прежде всего, факт существования в окружающем ребенка мире самого языка. А наследственные, биологические особенности ребенка составляют лишь необходимые условия возможности формирования этих способностей и функций.

      Процесс присвоения отдельными индивидами опыта, накопленного людьми на протяжении истории человеческого общества и воплощенного в объективных продуктах их коллективной деятельности, - процесс, который одновременно является процессом формирования у него человеческих способностей и функций – это всегда активный процесс. Чтобы овладеть предметом или явлением, нужно активно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении. Объективно эти действия и операции воплощены, даны в предмете, но для ребенка, субъективно, они только заданы. 
Приводит ребенка к тому, что у него развиваются требуемые действия, способности и функции, необходимые для их осуществления тот факт, что его отношения к окружающему миру опосредствованы его отношением к людям, что он вступает в практическое и речевое общение с ними.

      Итак, сказанное может быть резюмировано в следующих положениях.

      Главный процесс, который характеризует психическое развитие ребенка – это специфический процесс усвоения, или присвоения, им достижений развития предшествующих поколений людей, которые в отличие от достижений филогенетического развития животных не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности.

      Этот  процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам  и явлениям окружающего мира, в  которых воплощены эти достижения человечества. Такая деятельность, однако, не может сформироваться у ребенка сама собой, она формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними; когда цель такой деятельности специально состоит в том, чтобы передать ребенку определенные знания, умения и навыки, то мы говорим, что ребенок учится, а взрослый учит.

      Иногда, кажется, что в этом процессе ребенок лишь приводит в действие свойственные ему от природы способности и психические функции, что от них и зависит успех. Но это не так. Его человеческие способности формируются в самом этом процессе. Это положение и составляет содержание второго принципа, характеризующего умственное развитие ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта