Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:25, статья
Умственное развитие ребенка качественно отличается от онтогенетического развития поведения животных. Это отличие определяется, прежде всего, тем, что главным в развитии ребенка является отсутствующий у животных процесс усвоения или «присвоения» опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории.
А.
Н. Леонтьев
Умственное развитие
ребенка как процесс
усвоения человеческого
опыта
Умственное развитие ребенка качественно отличается от онтогенетического развития поведения животных. Это отличие определяется, прежде всего, тем, что главным в развитии ребенка является отсутствующий у животных процесс усвоения или «присвоения» опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории.
В отличие от животных у человека имеется опыт еще одного рода. Это усваиваемый им общественный, исторический опыт. Он не совпадает ни с опытом видовым, биологически наследуемым, ни с опытом индивидуальным, с которым его часто неправильно смешивают.
Достижения исторического развития людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме экзотерической, внешней. Эта новая форма накопления филогенетического (точнее, общественно-исторического) опыта возникла у человека в силу того, что специфическая для него деятельность – это деятельность продуктивная. Такова, прежде всего, основная деятельность людей - их трудовая деятельность.
Впервые
всесторонний научный анализ этой деятельности
был дан К. Марксом. Деятельность
человека, осуществляющая процесс производства
(как материального, так и духовного),
запечатлевается в своем
В каждом предмете, который создан человеком, - от ручного орудия до современной счетной электронной машины - воплощен исторический опыт человечества и вместе с тем воплощены те умственные способности, которые в этом опыте сформировались. То же и, может быть, еще более ярко выступает в языке, в науке, в произведениях искусства.
Итак, в отличие от филогенетического развития животных, достижения которых закрепляются в форме изменения самой их биологической организации, в развитии их мозга, достижения исторического развития людей закрепляются в тех материальных предметах и в тех идеальных явлениях (язык, наука), которые люди создают.
Более сложным и вместе с тем гораздо более важным для нас является другой процесс - процесс усвоения, или присвоения, отдельными индивидами достижений духовного развития предшествующих человеческих поколений, воплощенных в созданных ими объективных предметах и явлениях.
Ребенок
не приспосабливается к
Возьмем самый простой пример. В окружающем мире ребенок встречается с фактом существования языка, который представляет собой объективный продукт деятельности предшествующих человеческих поколений. В процессе своего развития ребенок делает его своим языком. А это значит, что у него формируются такие специфически человеческие способности и функции, как способность понимать речь и способность говорить, такие функции, как речевой слух и артикуляция. Эти способности и функции не являются врожденными, а возникают в онтогенезе. К жизни их вызывает, прежде всего, факт существования в окружающем ребенка мире самого языка. А наследственные, биологические особенности ребенка составляют лишь необходимые условия возможности формирования этих способностей и функций.
Процесс
присвоения отдельными индивидами опыта,
накопленного людьми на протяжении истории
человеческого общества и воплощенного
в объективных продуктах их коллективной
деятельности, - процесс, который одновременно
является процессом формирования у него
человеческих способностей и функций
– это всегда активный процесс. Чтобы
овладеть предметом или явлением, нужно
активно осуществить деятельность, адекватную
той, которая воплощена в данном предмете
или явлении. Объективно эти действия
и операции воплощены, даны в предмете,
но для ребенка, субъективно, они только
заданы.
Приводит ребенка к тому, что у него развиваются
требуемые действия, способности и функции,
необходимые для их осуществления тот
факт, что его отношения к окружающему
миру опосредствованы его отношением
к людям, что он вступает в практическое
и речевое общение с ними.
Итак, сказанное может быть резюмировано в следующих положениях.
Главный процесс, который характеризует психическое развитие ребенка – это специфический процесс усвоения, или присвоения, им достижений развития предшествующих поколений людей, которые в отличие от достижений филогенетического развития животных не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности.
Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества. Такая деятельность, однако, не может сформироваться у ребенка сама собой, она формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними; когда цель такой деятельности специально состоит в том, чтобы передать ребенку определенные знания, умения и навыки, то мы говорим, что ребенок учится, а взрослый учит.
Иногда,
кажется, что в этом процессе ребенок лишь
приводит в действие свойственные ему
от природы способности и психические
функции, что от них и зависит успех. Но
это не так. Его человеческие способности
формируются в самом этом процессе. Это
положение и составляет содержание второго
принципа, характеризующего умственное
развитие ребенка.
Информация о работе Умственное развитие ребенка как процесс усвоения человеческого опыта