- Установка на один правильный ответ
- «Это не логично». Во многих жизненных ситуациях, в условиях образовательной среды и вне ее фразы «ты не логичен», «твое рассуждение лишено логики» звучат если не оскорбительно, то порицающе. В процессе поиска идеи логика загоняет в довольно тесные рамки, препятствует работе воображения. На этом этапе необходимо другое мышление – свободное и «незашоренное»; огромное значение имеет воображение, фантазирование.
- Привычка следовать правилам.
- Стремление быть практичным. Соображения целесообразности, как и логика, препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя необходимы при их обсуждении и исполнении.
- Склонность к избеганию двусмысленностей. В процессе мышления, однако, именно двусмысленность может стать сильнейшим стимулятором воображения.
- «Ошибаться нельзя». Слишком сильная приверженность подобному мнению разрушает наши попытки создать что-то новое, породить новые идеи, поскольку в начальной стадии творчества ошибки рассматриваются как необходимый побочный продукт творческого мышления и служат для определения направления мысли.
- «Игра в фривольности». Скучная, рутинная рабочая обстановка действует на человека удручающе и сковывающе, веселая и необычная обстановка является более продуктивной.
- Уверенность, что «это не моя сфера». Мы привыкаем лимитировать собственную деятельность – и мышление – рамками определенного круга задач и объема информации. Однако при генерировании новых идей подобные ограничения мешают; позиция «это не моя сфера» может загнать проблему в слишком тесные рамки и воспрепятствовать попыткам взглянуть на нее «со стороны других сфер».
- Установка «не будь глупцом». Всем нам хочется быть (или хотя бы казаться) умными в своих глазах и в глазах окружающих – отсюда страх сделать что-то не так, совершить ошибку, вызвать насмешки, отсюда рамки для развития творчества.
- «Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать.
Заключение
Творчество
– процесс человеческой деятельности,
в результате которого создаются качественно
новые материальные и духовные ценности.
В процессе творчества принимают участие
все духовные силы человека, в том числе
воображение, а также приобретаемое в
обучении и в практике мастерство, необходимое
для осуществления творческого замысла.
В изучении творчества, творческого мышления
еще остается на сегодняшний день много
загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.
Но несомненно, данная область психологии
– творческое мышление – занимает важное
место в деятельности исследователей,
т.к. является двигателем эволюции человеческого
общества.
Список использованной
литературы:
- С.Н.Бегидова, С.А.Хазова, Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педага / Майкоп, 2007
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская. – М.,1983.
- Дружинин, М.Н. Психодиагностика общих способностей / М.Н. Дружинин. – М., 1996.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М, 1997
- Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. – М., 1960.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М., 1976
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола, 1996
Интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/ Статья о творчестве.
- http://atnu.narod.ru/ Академия творческих наук и учений, Статья О.М.Науменко "Творчествоведение на современном этапе"
- http://www.inventech.ru/pub/methods/ Центр креативных технологий «InvenTech», раздел «Методы поиска идей и создания инноваций»