Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью написания курсовой является рассмотрение особенностей управления творческими потенциалами компании.
1. Введение
1.1. Методы управления творческим коллективом
1.2. Внутренняя творческая среда
1.3. Методы активации творческого мышления
1.4. Исследование творческого потенциала сотрудников
2. Характеристики диагностических методик
2.1 Диагностика вербальной креативности
2.2 Диагностика невербальной креативности
3. Анализ полученных данных в ходе исследования
3.1 Характеристика выборки
3.2 Диагностика вербальной креативности
3.3 Диагностика невербальной креативности
Выводы
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Примечание:
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;
2 - значение индекса оригинальности;
3 - значение индекса уникальности;
4 - количество ответов.
Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.
Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.
Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.
3 Анализ полученных данных в ходе исследования
3.1 Характеристика выборки
На практике с помощью диагностических методик выявляют наиболее творческий специалистов. Следует отметить, что в исследовании принимали участие 19 человек, все – студенты Омского Экономического Института 5 курса.
Омский экономический институт (ОмЭИ) – это автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования, которая является основой Многоуровневого образовательного комплекса (МОК).
Стратегия развития вуза обеспечивает его крепкую связь с социально-экономической жизнью региона. Институт имеет широкое социальное, деловое партнерство с подразделениями правительства Омской области, администрации города Омска, предпринимательскими и общественными организациями, в рамках которого ученые вуза участвовали в разработке документов по ряду программ социально-экономического и кадрового развития Омской области и г. Омска.
В 2005 году вуз успешно прошел государственную аккредитацию и сегодня осуществляет подготовку по программам высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, второго высшего, послевузовского образования в аспирантуре и дополнительного профессионального образования. В институте обучаются студенты из всех районов Омской области, 13-ти областей России и четырех стран СНГ, что является показателем высокой востребованности образовательных программ вуза и качества подготовки.
3.2 ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)
Условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
В исследовании принимали участие 19 человек, все они– студенты Омского Экономического Института 5 курса.
Таблица 1 – Показатели невербальной креативности выборки
Фамилия | оригинальность | Уникальность |
Демидов | 0,98 | 5 |
Костин | 0,97 | 5 |
Лавренова | 0,92 | 5 |
Стогниева | 0,92 | 3 |
Петренко | 0,91 | 4 |
Волохина | 0,9 | 4 |
Мусин | 0,86 | 3 |
Карпова | 0,85 | 3 |
Петров | 0,78 | 3 |
Романова | 0,77 | 3 |
Масленникова | 0,73 | 2 |
Ильюшенков | 0,73 | 1 |
Костина | 0,71 | 3 |
Панченко | 0,58 | 2 |
Карлов | 0,57 | 2 |
Карлова | 0,57 | 2 |
Хомина | 0,54 | 2 |
Гендольф | 0,48 | 0 |
0,90-1 | Высокий уровень невербальной креативности |
0,70-0,89 | Средний уровень невербальной креативности |
<0,69 | Низкий уровень невербальной креативности |
Рисунок 2 Результаты исследования испытуемых при помощи «Диагностика профессиональной невербальной креативности»
Из данных исследования (Приложение А) можно сделать вывод, что среди испытуемых, 6 человек имеют высокий уровень невербальной креативности, 7 человек имеют средний уровень невербальной креативности, и 5 человек имеют низкий уровень невербальной креативности.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
3.3 Анализ диагностики вербальной креативности
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
В исследовании принимали участие 19 человек, все они – студенты Омского Экономического Института 5 курса.
Таблица 2 – Показатели вербальной креативности выборки
Фамилия | Креативность | Оригинальность |
Иванова | 0,88 | 14 |
Мусин | 0,84 | 16 |
Гендальф | 0,82 | 13 |
Карлов | 0,73 | 9 |
Петров | 0,64 | 6 |
Хомина | 0,59 | 7 |
Карпова | 0,59 | 9 |
Лавренова | 0,57 | 7 |
Ильюшенков | 0,54 | 5 |
Костина | 0,54 | 8 |
Демидов | 0,51 | 5 |
Романова | 0,51 | 4 |
Петренко | 0,47 | 3 |
Панченко | 0,42 | 6 |
Волохина | 0,42 | 4 |
Костин | 0,41 | 3 |
Масленникова | 0,35 | 4 |
Стогниева | 0,27 | 3 |
0 - 50 | Низкий уровень вербальной креативности |
51 - 70 | Средний уровень вербальной креативности |
71 - 100 | Высокий уровень вербальной креативности |
Рисунок 3 Результаты исследования испытуемых при помощи «Диагностика профессиональной вербальной креативности»
Из данных исследования (Приложение Б) можно сделать вывод, что среди испытуемых, 4 человек имеют высокий уровень вербальной креативности, 8 человек имеют средний уровень вербальной креативности, и 6 человек имеют низкий уровень вербальной креативности.
1) Креативность генерируется творческими людьми. Как показали результаты проведенных опросов, креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации.
2) Деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут даже сдерживать креативность, в том случае, если люди считают, что каждый их шаг скажется на компенсации. Тогда сотрудники стараются любой ценой избегать риска, что, естественно, не способствует инновационному мышлению.
3) Недостаток времени способствует креативности. Нехватка времени уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко проникнуть в суть поставленной задачи.
4) Страх вызывает революционный переворот. Исследования продемонстрировали, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно – со страхом и тревогой.
5) Соревнование – лучше, чем сотрудничество. По результатам исследования наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения.
Заключение
1. В условиях растущей конкуренции в условиях рыночной экономики кадровый фактор, а именно творческий подход кадров в принятии решений является одним из существенных конкурентных преимуществ компании при прочих равных условиях.
2. Для того чтобы завоевать свою долю рынка и удерживать позиции руководство крупных организаций стимулирует сотрудников на постоянный поиск новых идей, которые могут дать преимущества предлагаемым работам, товарам и услугам. Для этого на предприятии должно быть организована структура управления творческим кадровым потенциалом.
3. Внутренняя творческая среда на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом очень важна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива, так как грамотно построенная творческая обстановка в компании напрямую влияет на увеличение производительности труда качества выпускаемой продукции, более того способствует повышению качества принятия управленческих решений, а также внедрению перспективных новшеств.
4. С целью организации творческого процесса на предприятии еще в начале 20 века были разработаны основные методы, такие как метод мозгового штурма, теория решения изобретательских задач, метод синектики, морфологический метод.
5. Выявление творческого потенциала компании и оценка эффективности управления этим потенциалом является одной из приоритетных задач руководителя для повышения эффективности производства и внедрения инновационных идей.
Литература
1. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2004 г.
2. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. – СПб: Речь, 2004 г.
3. Шуванов В.И. Организационное поведение руководителя в условиях рынка: новая парадигма управления и ролевая модель./ Управление персоналом. М., 2007 г., №3.
4. Шаховой В.А. Кадровый потенциал системы управления. М., 2001 г.
5. Галаева Е.В. Управление творческим потенциалом предприятий и организаций. Докт. Дисс., 2005 г.
6. Столярова В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления в условиях рыночных отношений. Докт. Дисс., 2005 г.
7. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте // Вестник Международного Университета. Серия «Менеджмент». – М., 2005. – Вып. 3.
8. Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач. Консалтинговая фирма ТРИЗ-шанс, 2003.