Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:53, лекция
Акцентуация характера – это личностная характеристика человека. Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП – безвольный тип; отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.). С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более влиятельными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений. Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше.
КОНФОРМНЫЙ
ТИП – постоянная готовность подчиниться
голосу большинства, шаблонность, банальность,
склонность к ходячей морали, благонравию,
консерватизму. Подобные субъекты нередко
хорошо учатся, получают высшее образование,
при определенных условиях с успехом работают.
Главная черта характера этого типа –
постоянная и чрезмерная конформность
к своему непосредственному привычному
окружению.Этим личностям свойственны
недоверие и настороженное отношение
к незнакомцам. Как известно, в современной
социальной психологии под конформностью
принято понимать подчинение индивидуума
мнению группы в противоположность независимости
и самостоятельности. В разных условиях
каждый субъект обнаруживает ту или иную
степень конформности. Однако при конформной
акцентуации характера это свойство постоянно
выявляется, будучи самой устойчивой чертой.
Представители конформного типа – это
люди своей среды. Их главное качество,
главное жизненное правило – думать "как
все", поступать "как все", стараться,
чтобы все у них было "как у всех"
– от одежды и домашней обстановки до
мировоззрения и суждений по животрепещущим
вопросам. Под "всеми" подразумевается
обычное непосредственное окружение.
От него они не хотят ни в чем отстать,
но и не любят выделяться, забегать вперед.
Это особенно проступает на примере отношения
к модам одежды. В хорошем окружении –
это неплохие люди и неплохие работники.
Но, попав в дурную среду, они со временем
усваивают все ее обычаи и привычки, манеры
и правила поведения, как бы все это ни
противоречило предыдущим и как бы пагубным
ни было. Хотя адаптация у них первое время
происходит довольно тяжело, но когда
она осуществилась, новая среда становится
таким же диктатором поведения, как раньше
была прежняя. Поэтому конформные подростки
"за компанию" легко спиваются, могут
быть втянуты в групповые правонарушения.
Ко всему этому конформные субъекты –
консерваторы по натуре. Они не любят новое,
потому что не могут к нему быстро приспособиться,
трудно осваиваются в новой ситуации.
Они совсем не склонны менять свою подростковую
группу, в которой свыклись и освоились.
Нередко решающим в выборе учебного заведения
является то, куда идет большинство товарищей.
Одной из самых тяжелых психических травм,
которая, по-видимому, для них существует,
– это когда привычная подростковая группа
почему-либо их изгоняет. Лишенные собственной
инициативы конформные подростки могут
быть втянуты в групповые правонарушения,
в алкогольные компании, подбиты на побег
из дому. Увлечения конформного подростка
целиком определяются его средой и модой
времени.
Трудновоспитуемость подростка проявляется так же в девиантном поведении.
Девиантное поведение - поведение для которого характерно отклонение от морально-этических и правовых норм данного общества.
Девиантное поведение является одной из наиболее распространенных форм пограничной психической патологии детского и подросткового возраста.
По
данным ряда авторов лица с расстройствами
поведения составляют от 10% до 55% среди
всех обследованных подростков в
возрасте от 14 до 17 лет. Выделяют патологические
и непатологические формы девиантного
поведения. При непатологических формах
отклонения от принятых норм поведения
связаны с незрелостью личности, недостаточностью
ее нравственных установок, психологическими
особенностями пубертатного возраста.
В этой группе выделяют состояния микросоциально-педагогической запущенности и преходящие характерологические ситуационные реакции (протеста, отказа, имитации (постоянное или временное подражание действиям другого человека), эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) и др.). Однако в части случаев девиантное поведение у подростков обусловлено патологией формирования личности и патологическими ситуационными реакциями т.е. относятся к проявлениям пограничной психической патологии.
Классификация типов нарушенного поведения с использованием социально-психологических критериев предложена А.Г.Амбрумовой и Л.Я.Жезловой. Выделены антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное и аутоагрессивное поведение.
К антидисциплинарным поступкам относятся нарушения режима и дисциплины в школе и другом учебном заведении, срыв уроков, прогулы и т.п.
Антисоциальные поступки проявляются в невыполнении или непризнании нравственных норм поведения в обществе: неповиновение родителям и воспитателям, неуважение и грубости по отношению к ним, морально осуждаемые манеры поведения, отказ от учебы и трудовой деятельности, преждевременное начало половой жизни, сексуальные эксцессы, раннее употребление алкоголя и т.п.
Делинквентное поведение включает противоправные и преступные действия несовершеннолетних (вымогательства, кражи, угон транспортных средств, хулиганские выходки, нанесение телесных повреждений, совращение малолетних, изнасилования, убийства).
К аутоагрессивным, интрапунитивным по А.Е.Личко, поступкам относятся суицидальные попытки и другие формы суицидального поведения, а также различные самоповреждения.
Акселерация и ретардация.
К индивидуально–типологическим особенностям организма подростка относится как акселерация, так и ретардация
АКСЕЛЕРАЦИЯ - (от латинского acceleratio - ускорение), в антропологии - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в экономически развитых странах в последние 100-150 лет. Например, масса тела новорожденных в среднем возросла на 100-300 г, годовалых детей - на 2 кг; длина тела годовалых детей увеличилась на 5 см, школьников и взрослых людей - на 10-15 см. Комплекс этих изменений часто обозначают термином "секулярный тренд" (вековая тенденция). Причины акселерации связывают главным образом с изменениями различных факторов внешней среды (повышение интенсивности солнечной радиации, урбанизация, улучшение условий жизни и т.д.).
РЕТАРДАЦИЯ - более поздняя закладка органа и замедленное его развития у потомков по сравнению с предками; зависит от начала функционирования органа и от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма.
Л. И. Божович описала девушку, страдающую потерей аппетита. Ее болезнь развилась в подростковом возрасте. Она была значительно развитее своих сверстников. Она стойко отказывалась от пищи и довела себя до состояния, которое угрожало ее жизни. Мотив сформировался в такой форме, что подчинил себе другие потребности, в том числе и самосохранение. Девочка имела высокий уровень притязания, стремление к самоутверждению и привилегированному положению в классном коллективе, которое она завоевала хорошими успехами в учении и активным участием в школьной жизни. Склонность к полноте ее не волновала, но у подростков сложился идеальный образ девушки: изящной, с тонкой талией, стройной фигурой. Поведение девочки стало меняться в подростковом возрасте, когда она начала ориентироваться на мнение сверстников. Это мнение определялось не столько качествами учения, сколько внешностью. Девочка теряла свою позицию в классе. Появилось желание исправить внешность, в связи с чем она усиленно голодала. Но это привело к снижению успехов в учении и общественной активности и, в свою очередь, к еще большей утрате позиции в коллективе одноклассников. Такое положение усиливало стремление достигнуть своего идеала. Выдержать голодание помог другой мотив – демонстрация силы воли и выдержки, престижные в подростковом возрасте.
Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятное мнение о себе среди сверсников.
Информация о работе Трудновоспитуемость подростка. Акселерация