Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:08, курсовая работа
Социальная реадаптация освобожденных из мест заключения - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного согласующегося с законом существования.
Введение
1. Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации
1.1 Психология осужденного
1.2 Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
2. Труд, как фактор воздействия на личность
2.1 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
2.2 Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника.
Заключение
Список используемой литературы
Исправительная
психология должна исследовать психологические
стороны перевоспитания лиц, совершивших
преступления, приобщения их к трудовой
деятельности и адаптации к нормальному
существованию в обычной
Каждый осужденный,
попадая в исправительно-
У преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружающую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения -- можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?
Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факторы -- семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.
Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование особенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лишения свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося стереотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.
1.2 Способы психологического
воздействия на личность
Обобщение опыта
деятельности исправительно-трудовых
учреждений убеждает в необходимости
проведения специальной работы по психологической
подготовке осужденных к жизни в
новых условиях. Значение психологической
подготовки существенно возросло в
связи с тем, что в последние
годы в криминологии подвергся глубокому
анализу психологической фактор
и, в частности, его роль в рецидивной
преступности. Именно в последние
годы была выделена недостаточность
нравственной и практической подготовки
осужденного к жизни в новых
условиях. Психологическая подготовка
выступает начальным и
Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Выделяют:
1) психологическую
подготовку осужденных к
2) психологическую
подготовку при перемещении
3) психологическую
подготовку осужденных при
4) психологическую
подготовку освобождаемых к
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.
Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п.
Можно напомнить
и о прошлых ошибках, но излишне
напоминание об отрицательных качествах
личности осужденного и неправильном
поведении у людей, решивших порвать
с преступным прошлым, обычно вызывает
психологический барьер, делает личность
невосприимчивой к
По современным
воззрениям психологическая подготовка
состоит из двух основных разделов:
общей и специальной
Индивидуальное
психологическое воздействие
Психологическое
воздействие называется косвенным,
когда процесс
Внушение в отличие от убеждения - это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное - путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
Механизм самовнушения
заключается в реализации заданной
воспитателем схемы осужденным самому
себе. Поэтому самовнушением
Если восстановление
правового статуса
Этим проблемам уделяется внимание уже в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. - М: «Спектр», 2005 г. С. 125-127
2. Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому
фактору воздействия всегда отводилось
особое место. Причина этого заключается
в том, что труд является специфической
человеческой деятельностью, формирующей
личность. Труд является тем мерилом,
по отношению к которому измеряется
общественная ценность человека. Как
правило, труд сам по себе не перевоспитывает,
а предохраняет человека от личностного
распада. В целом он организует психику
человека, интегрирует его
Правильно организованный
полезный труд способствует гармоническому
развитию физических и умственных качеств
осужденного и оказывает
Воздействие труда
на личность осужденного огромно, однако
это чрезвычайно сложный
Социально-психологические
дефекты в личности осужденных в
значительной мере определяются их отрицательным
отношением к труду, отсутствием
соотношения между
Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека.
Главная же цель
воспитательного процесса - сделать
так, чтобы труд становился необходимой
потребностью осужденного. Когда это
будет достигнуто, можно говорить
о положительном моменте
Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между людьми на свободе.
2.1 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.
К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.
Социальная реадаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:
1) включением
человека в сферу труда (учебы)
2) установлением здоровых семейных отношений;
3) восстановлением
коммуникативных общественных