Трансактный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей. Еще транзактные аналитики работают с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.

Файлы: 1 файл

Трансактный анализ.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

Трансактный  анализ

Для чего применяют

Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей. Еще транзактные аналитики работают с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.

 

Трансактный анализ включает: 
• Структурный анализ - анализ структуры личности. 
• Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми. 
• Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу. 
• Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники  ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются  два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр  взаимодействия, допускающие откровенность и близость. 
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится  защититься от собственной неуверенности  от проблем.

Требования и  ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

 

Техники 
1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа "эго-состояния".Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария. 
2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Трансактный Анализ практикуется как в группе, так и индивидуально – обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Работа эта связана со словом, эмоциями и чувствами (часто психотерапевты комбинируют трансактный анализ с техниками гештальт-психологии и  психодрамы).

с самых первых сеансов клиент с заключает с терапевтом «контракт на изменение», в котором определяются цели пациента и пути их достижения. Контракт может быть откорректирован в ходе курса терапии.

Сначала клиент с помощью терапевта, который посвящает его в принципы трансактного анализа, открывает для себя структуру своей личности, а затем начинает по внешним признакам распознавать, в каких состояниях «я» он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.

Затем терапевт побуждает  клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать — в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.

Работа  в транзактном анализе обычно длится недолго, задача аналитика – избавить клиента от проблем как можно скорее.  Групповые встречи проходящие раз в неделю, могут длиться около трех месяцев.

Индивидуальные консультации длятся 4-6 двухчасовых сеансов раз в неделю.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНЕКДОт

Для лучшего понимания функций  различных состояний «я» и их взаимоотношений Вадим Петровский часто рассказывает клиентам такую историю: «Отец и сын приходят в магазин игрушек. Сын просит: «Папа, купи мне, пожалуйста, вот эту большую белую лошадь». «у нас нет на нее денег», — отвечает отец. Ребенок огорчен. Потом он бросается на пол и начинает биться и кричать: «Купи-купи-купи!!!» Проходящий мимо мужчина в белом халате останавливается: «Я психолог, и если вы позволите, поговорю с вашим сыном». Пока ребенок говорит с психологом, отец пересчитывает деньги и понимает, что может купить лошадь. Через некоторое время мальчик возвращается, тихий и спокойный. «Сынок, я нашел деньги, мы можем купить эту лошадь!». «Не стоит, папочка. Купи мне, пожалуйста, самую маленькую лошадку…» Удивленный отец интересуется: «а что тебе сказал дядя психолог?» «Он показал мне кулак и сказал, что если я не замолчу, то получу как следует!»

Разговор о возможной покупке лошади – диалог Взрослых. Огорченный мальчик – Естественный ребенок; его сменяет Адаптированный негативный ребенок, который кидается на пол. Беседа отца и психолога – снова диалог двух Взрослых, один из которых предлагает свою помощь, а другой – принимает. Уговаривающий ребенка купить большую лошадь отец – Опекающий родитель, а мальчик в этом диалоге – Адаптированный Позитивный ребенок, смирившийся с требованиями отца. И, наконец, жесткое поведение психолога с ребенком свойственно Контролирующему родителю. Таким образом, в этой истории представлены все состояния «я», используемые методом транзактного анализа.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЧТЫ

Некоторые групповые занятия транзактным анализом могут быть посвящены реализации мечты. Первая часть работы совершается в состоянии Ребенка – клиент рассказывает о своих мечтах, потом разговор продолжают другие участники группы – они представляют клиента в ином качестве, создать еще какие-то мечты, показывая внутреннему Ребенку клиента его интересы и разрешая ему становиться более естественным.

в второй части работы у участников включаются взрослые состояния «я». Они предлагают клиенту реализовать свою мечту в приемлемой на данный момент форме. Если это было кругосветное путушествие, можно для начала просто пойти в небольшой поход, или обменяться фотографиями с интернет-друзьями из других стран, или подписаться на журнал о путешествиях… Таким образом строится взрослый образ решения.

И, наконец, среди участников выбираются Контролирующий и Опекающий родители, которые следят за реализацией мечты – Опекающий заботится о благополучии клиента, а Контролирующий говорит о возможных барьерах, которые могут возникнуть на пути исполнения мечты и требовательно следит за их выполнением. «Если человек не реализовал свою детскую мечту, у него могут возникнуть в будущем некоторые проблемы, — считает Вадим Петровский.

но когда человек с помощью участников группы и терапевта наконец осуществляет то, о чем мечтал в детстве, он становится более сильным и уверенным в себе и его самооценка повышается.

ТРИ СТУЛА

в транзактном анализе, как и в других психотерапевтических системах, используется упражнение «Три стула», которое можно выполнять и самостоятельно: для этого понадобятся три стула и внимательное отношение к происходящим переменам. Один з стульев принадлежит вашему Взрослому, второй – Ребенку, третий – Родителю. Сформулировав свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и поинтересуйтесь: как бы он отреагировал на эту ситуацию. Затем поговорите с Родителем и, наконец, выслушайте Взрослого – он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет. Например, ваш Ребенок желает купить сразу три новых свитера, Родитель считает, что лучше потратить деньги на нужные для работы курсы французского языка, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод, что курсы действительно необходимы, но и свитер себе позволить можно – в этом месяце один.

ФРАГМЕНТ СЕАНСА «НОВОЕ РЕШЕНИЕ»:

Сергей: «Я понял, что не люблю отца и не люблю мать». Далее он рассказывает о том, как его оставляли на пятидневке, как он забивался в угол, плакал под простыню ночью, не спал, думал о маме, как воспитательницы наезжали на него по утрам, как мальчики дразнили его, как он спасался от них, сближаясь с девочками, они были более лояльны к нему, как он ждал у решетки, когда мама придет...

П: «Что ты чувствуешь к матери, которая только что крепко прижимала тебя к груди… чувствуя свою любовь к сыну и вину перед ним, за то, что оставляет его одного в темном углу пятидневки?..»

Сергей (в эго-состоянии Ребенок): «Ничего не чувствую!».

П: «Скажи маме прямо сейчас об этом!»

Сергей: «Я ничего не чувствую, мама! …  Ничего не чувствую…» 
(пересаживается на стул Матери).

П: «Что ты чувствуешь?»

Сергей (от имени матери): «Прости  меня! Прости!»

П: «Что еще ты говоришь сыну?»

Сергей (от имени матери): «Больше  я ничего не могу сказать».

П: «Ты любишь сына?»

Сергей (от имени матери): «Да!!» (пауза)

П: «Такие сильные чувства, что даже слов нет?.. Такая сильная любовь, что и словом не выразишь?..  
…Теперь ты опять маленький Олег. Что ты чувствуешь?»

Сергей (на стуле Ребенка): «но я  не могу ей сказать о своей любви к ней!»

П: «Ты сейчас чувствуешь любовь, но у тебя нет слов, чтобы выразить свое чувство… Такая любовь, что и слов нет?..»

Олег: «Боже, но ведь это то, что постоянно происходит между мной и моей дочерью!»

П: «Сильные чувства – трудно подыскать слова?..»

Олег: «Да…» (пауза) «Я сейчас вспомнил, мать садилась рядом со мной и плакала…»

П: «Это было единственное, что она могла сделать, чтобы выразить свою любовь к тебе…»

Олег: «Я хочу поехать к матери и отцу и сказать им о том, что я чувствую…»

 

Источник: 
Персональный сайт Вадима Петровского


Информация о работе Трансактный анализ