Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:11, реферат
Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей. Еще транзактные аналитики работают с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.
Трансактный анализ
Для чего применяют
Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей. Еще транзактные аналитики работают с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.
Трансактный анализ
включает:
• Структурный анализ
- анализ структуры личности.
• Анализ трансакций
- вербальных и невербальных взаимодействий
между людьми.
• Анализ психологических
игр, скрытых трансакций, приводящих
к желаемому исходу -выигрышу.
• Анализ сценария
(скрипт-анализ) индивидуального жизненного
сценария, которому человек невольно следует.
В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.
Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.
В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).
Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.
Целью также является достижение
клиентом независимости и автономии,
освобождение от принуждения, включенность
в настоящие, свободные от игр
взаимодействия, допускающие откровенность
и близость.
Конечная цель - достижение автономии
личности, определение своей собственной
судьбы, принятие ответственности за свои
поступки и чувства.
Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.
Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.
Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.
Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.
Техники
1. Техника семейного
моделирования включает в себя элементы
психодрамы и структурного анализа "эго-состояния".Участник
группового взаимодействия воспроизводит
свои трансакции с моделью своей семьи.
Проводится анализ психологических игр
и вымогательств клиента, анализ ритуалов,
структурирование времени, анализ позиции
в общении и, наконец, анализ сценария.
2. Трансактный анализ.
Очень эффективен в групповой работе,
предназначен для кратковременной психокоррекционной
работы. Трансактный анализ предоставляет
клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых
схем и шаблонов поведения, и, приняв иную
когнитивную структуру поведения, получить
возможность произвольного свободного
поведения.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Трансактный Анализ практикуется как в группе, так и индивидуально – обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Работа эта связана со словом, эмоциями и чувствами (часто психотерапевты комбинируют трансактный анализ с техниками гештальт-психологии и психодрамы).
с самых первых сеансов клиент с заключает с терапевтом «контракт на изменение», в котором определяются цели пациента и пути их достижения. Контракт может быть откорректирован в ходе курса терапии.
Сначала клиент с помощью терапевта, который посвящает его в принципы трансактного анализа, открывает для себя структуру своей личности, а затем начинает по внешним признакам распознавать, в каких состояниях «я» он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.
Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать — в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.
Работа в транзактном анализе обычно длится недолго, задача аналитика – избавить клиента от проблем как можно скорее. Групповые встречи проходящие раз в неделю, могут длиться около трех месяцев.
Индивидуальные консультации длятся
4-6 двухчасовых сеансов раз в
Для лучшего понимания функций различных состояний «я» и их взаимоотношений Вадим Петровский часто рассказывает клиентам такую историю: «Отец и сын приходят в магазин игрушек. Сын просит: «Папа, купи мне, пожалуйста, вот эту большую белую лошадь». «у нас нет на нее денег», — отвечает отец. Ребенок огорчен. Потом он бросается на пол и начинает биться и кричать: «Купи-купи-купи!!!» Проходящий мимо мужчина в белом халате останавливается: «Я психолог, и если вы позволите, поговорю с вашим сыном». Пока ребенок говорит с психологом, отец пересчитывает деньги и понимает, что может купить лошадь. Через некоторое время мальчик возвращается, тихий и спокойный. «Сынок, я нашел деньги, мы можем купить эту лошадь!». «Не стоит, папочка. Купи мне, пожалуйста, самую маленькую лошадку…» Удивленный отец интересуется: «а что тебе сказал дядя психолог?» «Он показал мне кулак и сказал, что если я не замолчу, то получу как следует!»
Разговор о возможной покупке лошади – диалог Взрослых. Огорченный мальчик – Естественный ребенок; его сменяет Адаптированный негативный ребенок, который кидается на пол. Беседа отца и психолога – снова диалог двух Взрослых, один из которых предлагает свою помощь, а другой – принимает. Уговаривающий ребенка купить большую лошадь отец – Опекающий родитель, а мальчик в этом диалоге – Адаптированный Позитивный ребенок, смирившийся с требованиями отца. И, наконец, жесткое поведение психолога с ребенком свойственно Контролирующему родителю. Таким образом, в этой истории представлены все состояния «я», используемые методом транзактного анализа.
Некоторые групповые занятия транзактным анализом могут быть посвящены реализации мечты. Первая часть работы совершается в состоянии Ребенка – клиент рассказывает о своих мечтах, потом разговор продолжают другие участники группы – они представляют клиента в ином качестве, создать еще какие-то мечты, показывая внутреннему Ребенку клиента его интересы и разрешая ему становиться более естественным.
в второй части работы у участников включаются взрослые состояния «я». Они предлагают клиенту реализовать свою мечту в приемлемой на данный момент форме. Если это было кругосветное путушествие, можно для начала просто пойти в небольшой поход, или обменяться фотографиями с интернет-друзьями из других стран, или подписаться на журнал о путешествиях… Таким образом строится взрослый образ решения.
И, наконец, среди участников выбираются Контролирующий и Опекающий родители, которые следят за реализацией мечты – Опекающий заботится о благополучии клиента, а Контролирующий говорит о возможных барьерах, которые могут возникнуть на пути исполнения мечты и требовательно следит за их выполнением. «Если человек не реализовал свою детскую мечту, у него могут возникнуть в будущем некоторые проблемы, — считает Вадим Петровский.
но когда человек с помощью участников группы и терапевта наконец осуществляет то, о чем мечтал в детстве, он становится более сильным и уверенным в себе и его самооценка повышается.
в транзактном анализе, как и в других психотерапевтических системах, используется упражнение «Три стула», которое можно выполнять и самостоятельно: для этого понадобятся три стула и внимательное отношение к происходящим переменам. Один з стульев принадлежит вашему Взрослому, второй – Ребенку, третий – Родителю. Сформулировав свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и поинтересуйтесь: как бы он отреагировал на эту ситуацию. Затем поговорите с Родителем и, наконец, выслушайте Взрослого – он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет. Например, ваш Ребенок желает купить сразу три новых свитера, Родитель считает, что лучше потратить деньги на нужные для работы курсы французского языка, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод, что курсы действительно необходимы, но и свитер себе позволить можно – в этом месяце один.
П: «Что ты чувствуешь к матери, которая только что крепко прижимала тебя к груди… чувствуя свою любовь к сыну и вину перед ним, за то, что оставляет его одного в темном углу пятидневки?..»
Сергей (в эго-состоянии Ребенок): «Ничего не чувствую!».
П: «Скажи маме прямо сейчас об этом!»
Сергей: «Я ничего не чувствую, мама! …
Ничего не чувствую…»
(пересаживается на стул Матери).
П: «Что ты чувствуешь?»
Сергей (от имени матери): «Прости меня! Прости!»
П: «Что еще ты говоришь сыну?»
Сергей (от имени матери): «Больше я ничего не могу сказать».
П: «Ты любишь сына?»
Сергей (от имени матери): «Да!!» (пауза)
П: «Такие сильные чувства, что даже слов
нет?.. Такая сильная любовь, что и словом
не выразишь?..
…Теперь ты опять маленький Олег. Что
ты чувствуешь?»
Сергей (на стуле Ребенка): «но я не могу ей сказать о своей любви к ней!»
П: «Ты сейчас чувствуешь любовь, но у тебя нет слов, чтобы выразить свое чувство… Такая любовь, что и слов нет?..»
Олег: «Боже, но ведь это то, что постоянно происходит между мной и моей дочерью!»
П: «Сильные чувства – трудно подыскать слова?..»
Олег: «Да…» (пауза) «Я сейчас вспомнил, мать садилась рядом со мной и плакала…»
П: «Это было единственное, что она могла сделать, чтобы выразить свою любовь к тебе…»
Олег: «Я хочу поехать к матери и отцу и сказать им о том, что я чувствую…»
Источник:
Персональный
сайт Вадима Петровского