Трансакционный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Трансакция – единица общения.
Цель: выяснение, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакционный стимул).
При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

Файлы: 1 файл

Подберезская Карина.pptx

— 527.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Презентацию подготовила:

Студентка юридического факультета

Группы 1233

Подберезская карина андреевна

 

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ 
(ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ)  

Эрик Берн

 

    • Эрик Берн (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр.
    • Его книга "Игры, в которые играют люди" , первоначально предназначенная для профессионалов, стала бестселлером. В ней освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей.

 

Состояния Я

 

    • У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связан с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я.
    • Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я.

 

    • Взрослый

Контролирует действия ребенка  и родителя, является посредником  между ними.

 

 

    • Родитель

Человек может эффективно играть роль своих детей, благодаря  этому состоянию многие реакции  стали автоматическими, что позволяет  сэкономить время.

 

    • Ребенок

Источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.

Трансакционный анализ

 

    • Трансакция – единица общения.
    • Цель: выяснение, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакционный стимул).
    • При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

 

    • Дополнительные трансакции – поверхностные взаимоотношения, легко нарушаются простыми пересекающимися трансакциями. Помимо этого, существуют и скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я – эта категория служит основой для игр. На внешнем уровне общение может происходит между взрослыми, а на психологическом – между ребенком и ребенком (пример: сексуальные взаимоотношения, заигрывание).

Правила коммуникации

 

    • Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать неопределенно долго.
    • Процесс коммуникации прерывается, если происходят пересекающиеся трансакции (пример: общение взрослый-взрослый, его прерывает трансакция ребенок-родитель или родитель-ребенок).
    • Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я.
    • Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние — на угловатые и двойные.

 

Процедуры и ритуалы

 

    • Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы.
    • Процедура - серия простых, дополнительных Взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью, которая имеет два аспекта: статистический и динамический.

      Процедуры можно оценить по  двум параметрам:

       - целесообразность — это психологический  критерий,

       - эффективность — это материальный  критерий.

 

 

    • Ритуал – крайне стилизованные формы взаимодействия, могут иметь неформальный характер, могут носит официальный характер (трансакции абсолютно предсказуемы, не несут информации), ритуалы программируются обычаями и традициями.
    • Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

 

    • Существенной особенностью процедур и ритуалов является то, что они стереотипны. Как только произошла первая трансакция, все остальные в серии становятся предсказуемыми. А порядок их известен заранее. Результат последовательности трансакций так же предопределен, если конечно, не случается что-то непредвиденное.
    • Процедура и ритуал различаются в зависимости от того, что предопределяет их ход: процедуры планируются Взрослым, а ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

 

Времяпрепровождения

 

    • Времяпрепровождения – обладает некоторой повторяемостью – многовариантное взаимодействие, имеющее законченный характер (фраза или предложение) – например вечеринка с угощением.

 

 

    • Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе.
    • Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных человеком, и укреплению его жизненной позиции.

 

Игры

Определение

 

    • Игра - серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох.
    • Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождении двумя основными характеристиками:

                  1) скрытыми мотивами;

                  2) наличием выигрыша.

    • Процедуры бывают успешными, ритуалы — эффективными, а времяпре­провождение — выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда — драма­тичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и не­редко характеризуются драматичным, а не просто захва­тывающим исходом.
    • Предметом нашего исследования являются бессознательные игры. Именно такие игры образуют во всем мире  важнейший аспект общественных взаимоотношений.

Типичная игра

 

 

    • Анализ проводится с позиции Водящего в игре.
    • Тезис. Содержит общее описание игры, в том числе и фактическую последовательность событий (социальный уровень), а также информацию о психологическом фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных чертах (психологический уровень).
    • Антитезис. Мы можем лишь предполагать, что некоторая последовательность трансакций является игрой, пока не убедимся в ее существенной значимости для игрока. Для доказательства значимости можно использовать отказ от игры или уменьшение «вознаграждения». В этом случае Водящий предпримет более энергичные попытки, чтобы продолжить игру. Но, столкнувшись с категорическим отказом играть или с ощутимым уменьшением «вознаграждения», он впадает в отчаяние — состояние, отчасти напоминающее депрессию, но отличающееся от нее некоторыми существенными чертами. Это состояние более острое и содержит элементы фрустрации и растерянности, что может выражаться, например, в приступе безутешных рыданий. При успешной терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой, предполагающему Взрослое понимание: "Ну вот, опять я за старое!"

 

    • Цель: констатируются общие цели игры.
    • Роли. Игры подразделяются на требующие участия двух, трех и более игроков — в зависимости от того, на сколько ролей они рассчитаны. Состояние Я каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда — нет.
    • Иллюстрации. Очень поучительно попутно изучить детские корни игры, ее прототипы, характерные для раннего возраста. Поэтому, предпринимая формальное описание игры, желательно найти ее детские параллели.
    • Ходы в игре. Ход в игре, в общем, соответствует «поглаживанию» в ритуале. Как и в любой игре, по мере накопления опыта игроки становятся искуснее. Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход становится более концентрированным в смысле достижения цели.
    • Для того, что бы игра состоялась необходимо какое-то минимальное количество ходов.
    • "Вознаграждения", полученные в результате игры, в целом состоят в ее стабилизирующем (гомеостатическом) эффекте.
    • Внешнее психологическое "вознаграждение" состоит в уклонении от опасных ситуаций посредством игры.
    • Смысл внутреннего социального "Вознаграждения" содержится в названии игры, под которым она известна узкому кругу.

 

Функции игры

 

    • Одна из функций игр — удовлетворительное структурирование времени
    • Многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Иногда это состояние может даже послужить причиной психоза. Такие люди яростно сопротивляются любым попыткам проведения антитезиса. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских взаимоотношениях, когда улучшение психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных игр) влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому при анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность.

Классификация игр

 

 

    • Большинство переменных, исходя из которых мы анализируем игры и времяпрепровождения, могут служить основой для их систематической классификации. Некоторые более очевидные типы классификации базируются на следующих факторах:
    • Число игроков: игры для двоих участников («Фригидная женщина»), для троих участников («А ну-ка, подеритесь»), для пятерых участников («Алкоголик»), для многих игроков («Почему бы вам не... — Да, но»).

 

    • Кроме классификации по числу участников, можно рассмотреть еще три количественные характеристики:

1. Гибкость.

2. Цепкость.

3. Интенсивность.

    • В зависимости от трех последних характеристик игры подразделяются на тихие и буйные. У психически неуравновешенных людей игры могут иметь несколько стадий.
    • Различаются следующие степени игры:

а) игра первой степени —  социально приемлемая в данном кругу;

б) игра второй степени —  такая игра не грозит непоправимым ущербом, однако игроки предпочитают скрывать ее от посторонних;

в) игра третьей степени  ведется до последней «точки»  и может закончиться в операционной, в зале суда или в морге.

 

За пределами  игр

Значение игр

 

    • Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом — у его родителей и у родителей его родителей, так и в будущем — у его детей.

 

    • Игра может охватывать около сотни лет в прошлом и может быть надежно прогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят в будущее. Если не разорвать эту цепь, охватывающую пять и даже более поколений, эффект может увеличиваться в геометрической прогрессии. Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами, играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному роду). В этом состоит историческое значение игр.

Игроки

 

    • Наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством (Обывателем).

Информация о работе Трансакционный анализ