Типы и характеристика потенциальных и реальных "жертв" неблагоприятных условий социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда – духовные и материальные условия жизни.
Характерная особенность социальных воздействий на личность – преобладающая в них стихийность, неуправляемость, случайность. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Файлы: 1 файл

Типы и характеристика потенциальных и реальных.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

- В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

- Молодость (23 - 33 года): алкоголизм, наркомания, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жилья, семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, профессиональная нереализованность; безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в противоправную деятельность.

- Зрелый возраст (34 - 50 лет): пьянство, алкоголизм, одиночество, безработица, потеря жизненных перспектив; болезни; материальные трудности; смерть близких; семейные неурядицы, развод, уход детей из семьи.

- Пожилой возраст (50 - 60 лет): алкоголизм; одиночество; болезни, нищета, заброшенность; суицид; выход на пенсию, потеря жизненных перспектив; смерть сверстников и близких.

- Старческий возраст (60 - 70 лет) и далее: нищета, заброшенность, болезни, суицид.

Субъективными предпосылками  того, станет или нет человек жертвой  неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индуцирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные, квазирелигиозные). Индуцирование лидерами этих организаций своих последователей ведет к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения «учитель-ученик» превращаются в отношения «господин-раб».

В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношении и поведении. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами-девиантами7. Часть из них не считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп8, а также возрастными особенностями.

Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно-двигательными дефектами показало следующее. Дошкольники, начиная с четырех лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и поэтому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведении. В семь-восемь лет дети осознают, что у них есть физический дефект. Это может специфически проявляться в их поведении и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое-либо приятное занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие им неприятно или от них хотят чего-то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнить поручение ссылаются на свой дефект (т.е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потери жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т.е. юноша осознает свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный в обыденном смысле слова человек тем не менее считает себя неудачником, несчастным и т. д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определяются подобным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь и, как максимум, может привести к психическим и социальным отклонениям, т. е. превратить его в реальную жертву.

Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная  адаптация человека в обществе, а  с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий9, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации  человека в обществе и степенью обособления  его в обществе. Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в обществе и отделением, обособлением от него. Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. – Москва: ACADEMA, 2005г.
  2. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. - 2-е изд, - Москва: ИНФРА-М, 2001г.
  3. Жук О.Л., Богомазов А.П. "Конспект лекций по курсу «Основы педагогики»".
  4. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №6 (159) июль 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 (или лятентный) (тэ), латентная, латентное (латин. latens - скрывающийся) (науч.). Не проявляющийся вовне, недоступный внешнему наблюдению.

2 Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

3 Маргиналы - лица, социальные группы, находящиеся вне характерных для данного общества рамок социальных отношений, норм, традиций.

4 процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом...

5 импринтинг - это феномен, заключающий в том, что в строго определенные периоды жизни формируется столь же определенные базовые свойства личности и исходные программы их проявления, формируются на уровне подсознания, а затем, в столь же определенные периоды, на повышенном уровне включается реализация этих программ даже помимо сознания и воли человека;

сложнейшее  парадоксальное свойство не забывать, то есть запечатлевать навсегда все  воздействия внешнего мира и одновременно это свойство забывать или как  бы запечатывать информацию.

6 Под растлением обычно понимаются совершаемые взрослым целенаправленные действия, вызывающие у ребёнка несвоевременный повышенный интерес к сексуальности, сексуальные фантазии, ощущения, желания, а также совершение с ребёнком сексуальных действий  без применения насилия, с использованием любопытства и неопытности ребёнка.

7 Девиант — индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных.

8 Референтная группа - это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

9 В социологии коллизия — это столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений.

 


Информация о работе Типы и характеристика потенциальных и реальных "жертв" неблагоприятных условий социализации