О
методе изучения установки
Прежде
всего, нужно иметь
в виду, что перед нами
стоит вопрос об изучении
не какого-нибудь отдельного
психического факта,
а того специфического
состояния, которое
я называю установкой.
Как мы увидим ниже,
для возникновения этой
последней достаточно
двух элементарных условий--какой-нибудь
актуальной потребности
у субъекта и ситуации
ее удовлетворения.
При наличии обоих этих
условий в субъекте
возникает установка
к определенной активности.
То или иное состояние
сознания, то или иное
из его содержаний вырастает
лишь на основе этой
установки. Следовательно,
мы должны точно различать,
с одной стороны, установку,
а с другой--возникающее
на ее базе конкретное
содержание сознания.
Установка сама, конечно,
не представляет собой
ничего из этого содержания,
и понятно, что характеризовать
ее в терминах явлений
сознания не представляется
возможным. Но допустим,
что мы зафиксировали
достаточно прочно какую-нибудь
из наших установок.
В этом случае она будет
представлена в сознании
всегда каким-либо определенным
содержанием, возникающим
на базе этой установки.
Если актуализировать
эту последнюю повторно,
то мы будем замечать,
что каждый раз у нас
возникает в сознании
все то же содержание.
Предложим теперь субъекту
с такой фиксированной установкой
пережить, скажем, воспринять содержание,
лишь в незначительной степени отличающееся
от того, что он переживает обычно на базе
этой установки. Что же получится в этом
случае? Из наших опытов мы знаем, что такого
рода содержание, вместо того чтобы актуазировать
новую, адекватную ему установку, переживается
всегда на базе уже имеющейся фиксированной
установки. Следовательно, мы можем сказать,
что одна и та же фиксированная установка
может лежать в основе одинакового переживания
ряда различных, но близко стоящих друг
от друга объективных содержаний. Установка
в этом случае обусловливает идентификацию
в переживаниях ряда сравнительно незначительно
различных ситуаций. В наших опытах это
находит свое выражение в факте иллюзорных
восприятий двух разных раздражителей
(например, равных шаров) неравными, в факте,
который выступает обычно в наших критических
опытах и остается в силе более или менее
продолжительное время, пока фиксированная
установка не заглохнет и не даст возможности
актуализироваться новой, на этот раз
уже адекватной ситуации установке.
Значит, несомненно,
пока имеется налицо факт этого иллюзорного
переживания, мы имеем право говорить
об активности лежащей в его основе фиксированной
установки, и в зависимости от того, как
протекает это переживание, у нас открывается
возможность судить об особенностях этой
установки, следить за процессом ее протекания.
Обобщенный
характер установки
Ненужность
понятия бессознательного...
Установка... представляет
собой состояние,
которое, не будучи само
содержанием сознания,
все же оказывает
решающее влияние
на его работу. В
таком случае настоящее
положение вещей следовало
бы представить себе
следующим образом:
наши представления
и мысли, наши чувства
и эмоции, наши акты
волевых решений представляют
собой содержание нашей
сознательной психической
жизни, и, когда эти психические
процессы начинают проявляться
и действовать, они по
необходимости сопровождаются
сознанием. Сознавать
поэтому -- значит представлять
и мыслить, переживать
эмоционально и совершать
волевые акты. Иного
содержания, кроме этого,
сознание не имеет вовсе.
Но было бы ошибкой утверждать,
что этим исчерпывается
все, что свойственно
живому существу вообще,
и особенно человеку,
не считая его физического
организма. Кроме сознательных
процессов, в нем совершается
еще нечто, что само
не является содержанием
сознания, ко определяет
его в значительной
степени, лежит, так
сказать, в основе этих
сознательных процессов.
Мы нашли, что это установка,
проявляющаяся фактически
у всякого живого существа
в процессе его взаимоотношений
с действительностью.
Мы видели из наших опытов,
что она действительно
существует актуально,
не принимая форму содержания
сознания: она сама протекает
вне сознания, но, тем
не менее, оказывает
решительное влияние
на все содержание психической
жизни
В таком случае возникает
мысль, что, быть может, без участия
установки вообще никаких психических
процессов как сознательных явлений не
существует, что, для того чтобы сознание
начало работать в каком-нибудь определенном
направлении, предварительно необходимо,
чтобы была налицо активность установки,
которая, собственно, в каждом отдельном
случае и определяет это направление.
К
дифференциальной теории
установки
Вот основные сведения,
имеющиеся в нашем распоряжении
по вопросу об установке. О чем
говорят нам они?
Основное
положение таково:
возникновению сознательных
психических процессов
предшествует состояние,
которое ни в какой степени
нельзя считать непсихическим,
только физиологическим
состоянием. Это состояние
мы называем установкой --
готовностью к определенной
активности, возникновение
которой зависит от
наличия следующих условий:
от потребности, актуально
действующей в данном
организме, и от объективной
ситуации удовлетворения
этой потребности. Это
два необходимых и вполне
достаточных условия
для возникновения установки--вне
потребности и объективной
ситуации ее удовлетворения
никакая установка не
может актуализироваться,
и нет случая, чтобы
для возникновения какой-нибудь
установки было бы необходимо
дополнительно еще какое-нибудь
новое условие.
Мы
видим, что у человека
имеется целая
сфера активности,
которая предшествует
его обычной сознательной
психической деятельности,
и изучение этой сферы
представляет, несомненно,
большой научный интерес,
так как без специального
ее анализа было бы безнадежно
пытаться адекватно
понять психологию человека.