Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:46, доклад
Немецко-австрийский психолог К.Бюлер разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и биологический по своей природе процесс. Характеризуя особенности процесса органического развития, он отмечает, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Он отстаивал идею наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. Пытался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка в человека.
Теория трех ступеней детского развития.
Немецко-австрийский психолог К.Бюлер разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и биологический по своей природе процесс. Характеризуя особенности процесса органического развития, он отмечает, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Он отстаивал идею наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. Пытался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка в человека. Задача исследования Бюллера найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде.
В работе «Очерк духовного развития ребенка» К.Бюлер он отмечает, что ребенок закономерно проходит стадии соответствующие стадиям эволюции форм поведения животных: ИНСТИНКТ, ДРЕССУРА, ИНТЕЛЛЕКТ.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР – основной фактор. Бюллер настаивал на биологической обусловленности в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
ИНСТИНК – низшая ступень развития, наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека – расплывчатые, ослабленные, расщепленные с большим индивидуальным различием. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, — естественное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.
Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезьянами и детьми: при предъявлении новой задачи испытуемый демонстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. «Ага- реакция», «ага-переживание», мгновенное схватывание сути вещей.
Эти ступени должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т.е. имеет биологические причины. При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие от его результата. Далее действие сопровождается функциональным удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец, представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собственно действию. Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли творчества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребенком в процессе общения со взрослым.
Дальнейшее
развитие детской психологии показало
неправомерность отождествления ранних
ступеней развития ребенка и человекоподобных
обезьян. Было выявлено, что буквально
с первых дней своей жизни ребенок
развивается принципиально
Эта таблица взята из Шаповаленко
Основной предмет исследования |
Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект) |
Методы исследования |
Зоопсихологический эксперимент |
Основные понятия |
Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие. |
Основные идеи |
Перенос закономерностей эволюции психики
животных на психическое развитие ребенка.
Рассмотрение психики ребенка как
связующего эволюционного звена
между животной психикой и психикой
взрослого культурного |
Факторы развития |
Преформизм, наследственность |
Ценное |
Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития, 1) рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы, 2) выделил в онтогенезе смены поведения в целом - периодизация, 3)ввел эксперимент как метод исследования, 4) отмечал важность развития НС в развитии психики и поведения первая, 5) пытался объяснить мотивацию игры, 6) создал теорию речи завершенная |
Направления критики |
Биологизаторский подход — невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребенка. 1) Рубинштейн: не может
быть прямой экстраполяции 2)Критика методов: 3) считал, что игра в онтогенезе должна отмирать. |
Л.С. Выготский подчеркивал, что в теоретических построениях Бюлера есть ценная, пронизывающая все идея развития и тенденция рассмотреть психическое развитие, в общем а с п е к т е б и о л о г и ч е с к о г о
р а з в и т и я . Однако стремление непосредственно вывести всю полноту душевной жизни, психических функций и форм из биологических корней, найти причины типичных успехов нормального ребенка в структурном развитии коры большого мозга принципиально ограничивает позицию Бюлера, делает ее антидиалектичной. Филогенез и онтогенез психики оказываются в одинаковой мере подчинены законам биологической эволюции.
Информация о работе Теория «трех ступеней» детского развития К. Бюллера