Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:41, реферат
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии.
Реферат: Теория "поля" Курта Левина
Теория "поля" Курта Левина
Теория немецкого психолога
К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием
успехов точных наук – физики, математики.
Начало века ознаменовалось открытиями
в физике поля, атомной физике, биологии.
Заинтересовавшись в
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности).
Потребности в структуре
личности не изолированы, они находятся
в связи друг с другом, в определенной
иерархии. При этом те квазипотребности,
которые связаны между собой,
могут обмениваться находящейся
в них энергией. Этот процесс Левин
называл коммуникацией
В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.
Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали,
что не только существующая в данный
момент ситуация, но и ее предвосхищение,
предметы, существующие только в сознании
человека, могут определять его деятельность.
Наличие таких идеальных
Появление временнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.
Большое значение для формирования
личности ребенка имеет система
воспитательных приемов, в частности
наказаний и поощрений. Левин
считал, что при наказании за невыполнение
неприятного для ребенка
Левин создал серию интересных
психологических методик. Первую из
них подсказало наблюдение в одном
из берлинских ресторанов за поведением
официанта, который хорошо помнил сумму,
причитавшуюся с посетителей, но
сразу же забывал ее, после того
как счет был оплачен. Полагая, что
в данном случае цифры удерживаются
в памяти благодаря "системе напряжения"
и исчезают с ее разрядкой, Левин
предложил своей ученице Б.В.
* Установленная зависимость
приобрела в психологии
Принцип разрядки мотивационного
напряжения объединял многие психологические
школы. Он лежал в основе и бихевиористской
концепции, и психоанализа Фрейда с
его представлением о присущем каждому
организму "квантуме" – стремящейся
рас сеяться психической
Левиновский подход отличало
два момента. Во-первых, он перешел
от представления о том, что энергия
мотива замкнута в пределах организма,
к представлению о системе "организм-среда".
Индивид и его окружение
Это открыло путь к новым
методикам изучения мотивации, в
частности уровня притязаний личности,
определяемого по степени трудности
цели, к которой она стремится.
Уровень притязаний устанавливался
самим испытуемым, принимающим решение
взяться за задачу другой степени
трудности, чем уже выполненная
им (за которую он получил от экспериментатора
соответствующую оценку). По его
реакции на успех или неуспех,
связанный с выполнением новой
задачи и последующими выборами (когда
он выбирает либо еще более трудные,
либо, напротив, более легкие задачи),
определяется динамика уровня притязаний.
Эти опыты позволили
Левин показал необходимость
не только целостно го, но и адекватного
понимания себя человеком. Открытие
им таких понятий, как уровень
притязаний и "аффект неадекватности",
который проявляется при
Открытие временней
Свои теоретические взгляды
Левин изложил в книгах "Динамическая
теория личности" (1935) и "Принципы
топологической психологии" (1936). Эти
книги вышли в Соединенных
Штатах, где у Левина сложилась
новая исследовательская
В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.
Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.
Список литературы
М.Г.Ярошевский. Теория "поля" Курта Левина