Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Понятие мотивации, её механизм и структура
в психике человека…………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность мотивации…………………………………..4
1.2 Стадиальность мотивационного процесса………………………10
Глава II. Различные теории мотивации в психологии…………………..16
2.1 Потребность как психологическая категория………………….16
Выводы…………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………….24
Основное отличие теории К.Алдерфера от концепции А.Маслоу — отказ от идеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый план выходят потребности более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела. А.Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, что она перестает быть мотивом человеческой деятельности.
чем меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем более они настоятельны;
чем ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности существования;
чем выше степень удовлетворения потребностей существования, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;
чем менее удовлетворены потребности взаимосвязей, тем более они настоятельны;
чем ниже степень насыщения потребностей роста, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;
чем выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности роста;
чем выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они настоятельны.
Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения.
Потребность присоединения (причастности) — потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Потребность власти — потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.
Потребность достижения (успеха) — потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.
В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации.
Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие факторы, влияющие на отношение человека к работе:
Таблица 1. 2 Факторы теории Ф.Герцберга.
«Мотиваторы», вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные с деятельностью, которую выполняют индивиды: | «Гигиенические факторы», вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе: |
Достижения; Признание; Работа сама по себе; Ответственность; Продвижение по карьерной лестнице. | Политика компании и администрирование; Инспекции и контроль; Заработная плата; Межличностные отношения; Условия работы. |
Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение выполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, поскольку они существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом. «Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить недовольство и неудовлетворенность, но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Герцберг считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу же полагает, что если менеджер дает возможность рабочему удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше.
Таблица 1.3 Соотношение теорий потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга
Теория А.Маслоу | Теория Ф.Герцберга |
Самоактуализация Уважение | Мотивирующие факторы |
Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности | Гигиенические факторы |
Для эффективного использования теории Герцберга руководителю необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Структура человеческих потребностей сугубо индивидуальна, что необходимо осознавать в каждой попытке понять чью-либо мотивацию. Относительное значение конкретных потребностей с течением времени изменяется, так как меняются и обязательства и интересы индивидов. Так, для молодых людей или индивидов, партнеры которых имеют высокие доходы, потребности безопасности стоят на последнем месте. Кроме того, человеческие потребности нередко вступают в конфликт. Например, потребность безопасности из-за семейных обстоятельств может вызвать потребность в признании, которая подразумевает рискованную смену работы или переезд в другой город.
Не менее индивидуален и процесс преобразования потребностей человека в поведение. Например, индивид с высокой потребностью ответственности или продвижения удовлетворит ее, добившись перевода в другой отдел. А кто-то примет решение сменить род деятельности.
Рассмотренные теории мотивации имеют клеймо «Сделано в США». Насколько приемлемы они к гражданам других стран? Ответить на этот вопрос попытался Г.Хофстед, сформулировавший «невысказанные предположения о культуре»:
П.Харрис и Р.Моран, исследовавшие превалирующие в западных и восточноазиатских странах нормы и убеждения, считают, что культурные различия оказывают значительное влияние на формирование жизненных целей и потребностей. Многие из отмеченных ими факторов детерминируют различное отношение работников — выходцев из разных стран — к рассмотренным выше моментам мотивации.
Выводы
Подводя итог своей работы, я сделал следующие выводы, все теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить, лишь некоторые феномены мотивации, ответить, лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.
Управление людьми – это искусство, которому нужно учиться и не один год. Только применяя теорию на практике можно добиться желаемых результатов.
Заключение
В процессе написания работы, я выяснил, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.
Мотивация через потребности — процесс творческий, носящий вероятностный и индивидуальный характер, изменяющийся со временем и во многом зависящий от конкретной ситуации. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
И в заключении, хочется сделать вывод: человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации.
В итоге рассмотрения всего комплекса мотиваций и потребностей человека можно заключить, что известное выражение «любовь правит миром» в более точном и более общем смысле должно звучать, как «миром правят мотивации». Именно так может быть коротко определено место мотиваций в общей системе человеческих ценностей, как материальных, так и духовных.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.,1976.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
6. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
7. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995.
8. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998.
9. Психологические тесты /под ред. А. А. Корепина: в 2-х т. Т.1. – М., Владос, 2001.
10. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. – М.,1987.
11. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин,1997.
12. Фрейд З., Буллит У. Т. В. Вильсон. Психологическое исследование. М.: ИГ «Прогресс», 1999.
Информация о работе Теории мотивации в современной психологии