Теории девиации
Проблема девиантного
поведения изучается давно, но, несмотря
на это в современном мире она не становится
менее актуальной. Дело в том, что девиантное
поведение, как правило, закладывается
в подростковом возрасте, ведь в течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детства к взрослости, от незрелости
к зрелости, который пронизывает все стороны
развития подростка: анатомофизиологическое
строение, интеллектуальное, нравственное
развитие, а также разнообразные виды
его деятельности. Кроме того, общеизвестно,
что подростки в наше время, как и в любое
другое, являются одним из наименее защищенных
слоев населения. Следовательно, если
не заниматься выявлением и профилактикой
девиантного поведения в подростковом
возрасте, то эта проблема не исчезнет,
несмотря на обилие разработок научных
концепций и теорий девиации, но тем не
менее знать их необходимо. Основными
из них являются: биологическая теория,
психологическая и социологическая.
Биологическая теория
Сторонники биологической
теории девиации рассматривают
отклонение поведения от принятой
в обществе социальной нормы
в связи с биологическим складом
индивида. В XIX веке итальянский
врач Ч. Ломброзо обнаружил связь
между делинквентным поведением человека
и определенным физиологическим строением
его организма. Так, определяя криминальный
тип поведения преступника, он выделил
следующие характерные черты: выступающая
нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная
чувствительность к боли. Известный американский
врач У. Шелдон позднее определил физиологический
тип человека, склонного к девиации. По
его мнению, таким является мезоморфный
тип со следующими эпитетами строения
организма: «тяжелый», «мускулистый»,
«атлетический».
Психологическая
теория
В психологических
и психиатрических концепциях
акцент делается на личностные
факторы человека. Тщательные исследования
показали, что сущность девиации
нельзя объяснить только лишь
на основе какой-то одной психологической
черты или комплекса. В 1950 году
Шуэсслер и Крессли пытались доказать,
что преступникам присущи особенные психологические
черты, которые не свойственны законопослушным
гражданам, однако их попытки потерпели
неудачу1. Из этого был сделан вывод, что,
вероятно, девиация возникает в результате
сочетания психологических и социальных
факторов.
С точки зрения ролевых
теорий, ребенок в процессе социализации
должен овладеть наиболее значимыми
для него ролями, но если этот
механизм нарушен, может начать
работать компенсаторный механизм.
Ребенок все равно будет овладевать
ролями, но уже не социальными,
а антисоциальными, например: вор, наркоман,
хулиган, драчун и другими, которые характеризуются
определенными атрибутами.
Освоение роли будет
происходить в несколько этапов.
Вначале ребенок получает определенные
сведения о данной роли, ее
правах и обязанностях, узнает
разнообразные формы отклоняющегося
поведения, способы выяснения
отношений, механизм решения спорных
вопросов. Далее следует этап
принятия этой роли, когда происходит
ее осознание и в нее вкладывается
личностный смысл.
Затем идет проигрывание
выбранной для себя роли. Здесь
очень важно получить одобрение
товарищей, чтобы почувствовать
себя в этой роли комфортно.
От реакции окружающих во многом
зависит, будет ли противоправный
поступок усилен вниманием, одобрением,
похвалой сверстников, либо не
получит такого подкрепления
и подвергнется осуждению. В
этом случае вероятность повторного
проявления подобного противоправного
поступка значительно снизится.
Для подростка первый раз пробующего алкоголь
или наркотики, на первом месте стоит не
познание их вкуса или влияния на человека,
а стремление ощутить себя среди своих,
избавиться от чувства изолированности
и беспокойства.
Последним этапом принятия
роли является закрепление за
собой выбранной роли, например,
«козла отпущения», «тайного мстителя»,
«грубияна» и других на психологическом
(когда ребенок точно знает,
какие эмоции сопровождают данную
роль и каким образом надо
их регулировать) и межличностном
(когда выстраиваются определенные
типы взаимоотношений между детьми,
играющими разные роли, подобно
тому как актеры играют в одном спектакле)
уровнях.
Немаловажным элементом
социальных отклонений является
отношение самой личности к
совершенным ею нарушениям. В
большинстве своем это отношение
носит самооправдательный характер,
в чем проявляется самозащитная реакция
организма. Социальными психологами доказано,
что людям с девиантным поведением свойственно
стремление к самоудовлетворению психологической
потребности в оправдании своих поступков
и действий, какими бы опасными они не
были. Причем вследствие прогрессирующей
деградации личности мотивация поступков
снижается и утрачивается, что приводит
к полной потере свойственного человеку
стремления к признанию и успешности.
Первичная девиация (первоначальное нарушение
социальных норм) переходит во вторичную,
а затем к построению девиантной карьеры
– процессу восхождения от слабых форм
девиации к сильным, например, от бытового
пьянства к совершению уголовного преступления.
Принятие на себя
роли девианта может привести ребенка
к социальной изоляции, затем следует
этап формирования девиантной структуры
личности, которая определяется девиантным
сознанием, не позволяющим (или ограничивающим)
ребенку овладеть положительными социальными
ролями и полезными видами деятельности.
Социологическая
теория
Социологические концепции
пытаются учесть в девиации
социальные и культурные факторы,
влияющие и определяющие поведение
человека в обществе. Впервые
социологическое объяснение сущности
девиации было предложено Э.
Дюркгеймом, который разработал
теорию аномии (от греч. «аномос»
– беззаконный, безнормный, неуправляемый).
Под аномией он понимал такое состояние
общества, при котором отсутствует четкая
регуляция поведения людей вследствие
отсутствия в обществе всяческих норм
и ценностей (старые себя изжили, а новые
еще не приняты)1. В таких условиях наблюдается
равнодушие, отчужденность, недоверие
людей друг к другу, теряется стабильность
института семьи, выражается полное безразличие
к деятельности государства. Лишенные
целей и смысла жизни, люди становятся
подверженными стрессу и тревожности,
что приводит к различным формам девиантного
поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма
сводилась к тому, что в основе стабильного
функционирования общества лежит феномен
социальной солидарности, а всякие отклонения
от него есть социальная дезорганизация,
являющаяся причиной девиантного поведения.
Собрав обширный фактический материал,
он доказал, что число самоубийств в разных
социальных группах не одинаково: у католиков
их меньше, чем у протестантов. Объяснение
этому явлению было дано такое: чем выше
уровень сплоченности, солидарности социальной
группы, тем ниже уровень самоубийств.
Горожане и протестанты были более разобщены
и индивидуалистичны, нежели сельчане
и католики, которые жили общинами с очень
развитыми коллективными формами взаимопомощи.
Г. Мертон в 1938 году
внес некоторые изменения в
теорию Э. Дюркгейма. По его
мнению, возникновение девиации
происходит в результате разрыва
между культурными целями общества
и социально одобряемыми средствами
достижения таких целей, как
например, не все люди в силу
определенных социально-экономических
причин могут получить высшее образование
или престижную работу, а уровень развития
общества требует высококвалифицированных
специалистов. Та часть населения, которая
не может получить требуемый уровень образования,
начинает удовлетворять свои образовательные
потребности, но уже, например, в криминальной
среде.
Так, структура индивидуального
девиантного поведения состоит из поступка,
мотивов и целей. Начальным звеном девиантного
поведения является изменение ценностных
ориентаций в различных слоях населения
и социальных группах, что обусловлено
реальными социально- экономическими
условиями функционирования общества.
Если в нашем обществе еще недавно главенствовали
такие ценности как труд на общее благо,
дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм
и другие, то теперь им на смену пришли
стяжательство, культ денег, разгульный
образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно,
в обществе имеют место расхождения между
провозглашенными ценностями и реально
существующими; между намечаемыми целями
и теми возможностями, которые существуют
для их реализации.
Искажения в системе
ценностей большей частью ведут
к разложению социальных институтов.
Например, нарушения в работе
институтов юстиции – суда, прокуратуры
– ведут к разложению аппарата
власти, порождают аморализм, безверие
в правосудие, апатию и агрессивность.
Возникает «двойная мораль», при
которой противоречивые нормы
используются одним и тем же
лицом или социальной группой
для разных целей и в разных
противоположных ситуациях. Это
проявляется в деятельности некоторых
представителей власти, политиков,
бизнесменов и других. Общественные
нормы предписывают «не укради»,
а государство ограничивает возможности
использовать законные пути для
получения средств к существованию,
что заставляет определенную часть населения
нарушать социальные нормы, допускать
социальные отклонения. Возникает «теневое
нормотворчество», своеобразная «мораль
преступного мира». Отсюда явное противоречие
между потребностью субъекта в выходе
из конфликтной ситуации и невозможностью
сделать это социально приемлемым, легальным
путем.
Сторонники культурологических
теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали,
что причина девиации – в конфликтах между
нормами господствующей культуры и нормами
субкультуры, складывающейся в той или
иной социальной группе.
В теории стигматизации
(клеймения), представителем которой
был Ч. Беккер, считается, что
девиация – «клеймо», которое
группы, обладающие властью, ставят
на поведении менее защищенных
групп или отдельного человека.
Сторонники радикальной
криминологии, отстаивают позицию,
что девиация – это результат
противодействия норм общества.
Новейшие теории девиации
делают акцент на характере
общества и стремятся выявить
в какой мере оно заинтересовано
в сознании и сохранении девиации,
делая акцент на исправлении
не какого-то конкретного человека,
а всего общества.
Изучение механизма
социальных отклонений показывает,
что факторами, предопределяющими
отклонение от социальных норм,
являются: уровень сознания, нравственности,
развитость в обществе систем
социальных регуляторов поведения
человека и сформированное отношение
общества к людям, нарушающим
нормы морали и права.