Теории девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Краткое описание

Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Файлы: 1 файл

Теории девиации.docx

— 18.65 Кб (Скачать)

Теории девиации

 Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации, но тем не менее знать их необходимо. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

 

Биологическая теория

 Сторонники биологической  теории девиации рассматривают  отклонение поведения от принятой  в обществе социальной нормы  в связи с биологическим складом  индивида. В XIX веке итальянский  врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между делинквентным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Известный американский врач У. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

 

 

Психологическая теория

 В психологических  и психиатрических концепциях  акцент делается на личностные  факторы человека. Тщательные исследования  показали, что сущность девиации  нельзя объяснить только лишь  на основе какой-то одной психологической  черты или комплекса. В 1950 году  Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу1. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

 С точки зрения ролевых  теорий, ребенок в процессе социализации  должен овладеть наиболее значимыми  для него ролями, но если этот  механизм нарушен, может начать  работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать  ролями, но уже не социальными,  а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.

 Освоение роли будет  происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные  сведения о данной роли, ее  правах и обязанностях, узнает  разнообразные формы отклоняющегося  поведения, способы выяснения  отношений, механизм решения спорных  вопросов. Далее следует этап  принятия этой роли, когда происходит  ее осознание и в нее вкладывается  личностный смысл.

 Затем идет проигрывание  выбранной для себя роли. Здесь  очень важно получить одобрение  товарищей, чтобы почувствовать  себя в этой роли комфортно.  От реакции окружающих во многом  зависит, будет ли противоправный  поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не  получит такого подкрепления  и подвергнется осуждению. В  этом случае вероятность повторного  проявления подобного противоправного  поступка значительно снизится. Для подростка первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.

 Последним этапом принятия  роли является закрепление за  собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя»,  «грубияна» и других на психологическом  (когда ребенок точно знает,  какие эмоции сопровождают данную  роль и каким образом надо  их регулировать) и межличностном  (когда выстраиваются определенные  типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно  тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

 Немаловажным элементом  социальных отклонений является  отношение самой личности к  совершенным ею нарушениям. В  большинстве своем это отношение  носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что людям с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они не были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

 Принятие на себя  роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным сознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

 

 

Социологическая теория

 Социологические концепции  пытаются учесть в девиации  социальные и культурные факторы,  влияющие и определяющие поведение  человека в обществе. Впервые  социологическое объяснение сущности  девиации было предложено Э.  Дюркгеймом, который разработал  теорию аномии (от греч. «аномос» – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты)1. В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам девиантного поведения. Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах не одинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.

 Г. Мертон в 1938 году  внес некоторые изменения в  теорию Э. Дюркгейма. По его  мнению, возникновение девиации  происходит в результате разрыва  между культурными целями общества  и социально одобряемыми средствами  достижения таких целей, как  например, не все люди в силу  определенных социально-экономических  причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

 Так, структура индивидуального  девиантного поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентаций в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально- экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и другие, то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т. п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

 Искажения в системе  ценностей большей частью ведут  к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе  институтов юстиции – суда, прокуратуры  – ведут к разложению аппарата  власти, порождают аморализм, безверие  в правосудие, апатию и агрессивность.  Возникает «двойная мораль», при  которой противоречивые нормы  используются одним и тем же  лицом или социальной группой  для разных целей и в разных  противоположных ситуациях. Это  проявляется в деятельности некоторых  представителей власти, политиков,  бизнесменов и других. Общественные  нормы предписывают «не укради»,  а государство ограничивает возможности  использовать законные пути для  получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.

 Сторонники культурологических  теорий (Селлин, Миллер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

 В теории стигматизации  (клеймения), представителем которой  был Ч. Беккер, считается, что  девиация – «клеймо», которое  группы, обладающие властью, ставят  на поведении менее защищенных  групп или отдельного человека.

 Сторонники радикальной  криминологии, отстаивают позицию,  что девиация – это результат  противодействия норм общества.

 Новейшие теории девиации  делают акцент на характере  общества и стремятся выявить  в какой мере оно заинтересовано  в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении  не какого-то конкретного человека, а всего общества.

 Изучение механизма  социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими  отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем  социальных регуляторов поведения  человека и сформированное отношение  общества к людям, нарушающим  нормы морали и права.


Информация о работе Теории девиации